Лаборатория РИО создана как открытое образовательное и исследовательское пространство, позволяющее взаимодействовать экспертам, педагогам, родителям, образовательным организациям и производителям нового учебного оборудования для детей.
Лаборатория РИО развивается как Национальная инновационная и технологическая площадка для разработки, обсуждения и внедрения в процесс воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста – методик и средств формирования раннего инженерного мышления.
Лаборатория РИО состоит из учебной, педагогической, исследовательской и экспертных площадок, которые совместно работают для достижения общих целей и приоритетов.
Концепция раннего инженерного образования (РИО)
(4-11 лет)
В настоящее время инженерно-технологическое образование преимущественно представлено в рамках основной и средней школы. Отсутствуют как преемственность на переходе от дошкольного к начальному и основному образованию, так и сами методики обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста технологическим знаниям и умениям; акцент делается на практические работы с разнообразным материалом и ручными инструментами без введения понятий, связанных с машинами, механизмами, техническими процессами «инженерии», связи физического и искусственного (материального) мира.
Следуя за ребенком, мы можем наблюдать интерес к технике и технологиям гораздо раньше, чем предлагает традиционная система образования. Чтобы удовлетворить этот интерес, мы разработали методологию освоения ребенком базы технологического знания, которая по инструментарию ощутимо отличается от методики работы в начальной школе.
Сфера раннего развития ребенка достаточно разработана с психолого-педагогических позиций, чтобы безбоязненно заимствовать основные принципы и перекладывать их на другие более специфичные области знания, например такие как, техника и технологии.
Цель создания и функционирования детской лаборатории:
создать условия овладение базовыми техническими знаниями и навыками для ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста; повысить уровень мотивации и познавательной активности детей посредством выявления их способностей и опережающего развития в инженерно-технологическом направлении.
Формы познавательной деятельности ребенка в лаборатории:
детское экспериментирование, учебное исследование, конструирование, решение технических задач.
Лаборатория охватывает разные зоны «инженерии», которые могут осваивать дети данного возраста. В настоящее время выделены, описаны и частично апробированы на конкретном оборудовании следующие зоны, готовые к внедрению в образовательный процесс.
Этапы внедрения образовательных зон
Инженерно-лабораторные зоны | Этап №1 | Этап №2 | Этап №3 |
Электричество и магнетизм | |||
Вода и воздух | |||
Энергия различной физической природы | |||
Свет и оптика | |||
Робототехника и программирование | |||
Конструирование | |||
Механика | |||
Космос | |||
Растениеводство | |||
Измерения | |||
Звук и звуковые явления |
Каждая зона содержит:
- Набор лабораторных работ (8-12 шт.), которые должны быть одновременно готовы к работе.
- Видеоинструкции для детей и педагогов по работе с этой работой.
- Инфраструктурный лист для оснащения лаборатории.
Для оснащения Лаборатории сегодня используются:
- Комплект естественно-научных и инженерно-технических лабораторий для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Новые наборы конструктора Фишертехникс.
- Дополнительные детали и сопутствующее оборудование, которые есть в наличие у образовательных организаций.