Лаборатория РИО

Лаборатория РИО создана как открытое образовательное и исследовательское пространство, позволяющее взаимодействовать экспертам, педагогам, родителям, образовательным организациям и производителям нового учебного оборудования для детей.

Лаборатория РИО развивается как Национальная инновационная и технологическая площадка для разработки, обсуждения и внедрения в процесс воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста – методик и средств формирования раннего инженерного мышления.

Лаборатория РИО состоит из учебной, педагогической, исследовательской и экспертных площадок, которые совместно работают для достижения общих целей и приоритетов.

Концепция раннего инженерного образования (РИО)

(4-11 лет)

В настоящее время инженерно-технологическое образование преимущественно представлено в рамках основной и средней школы. Отсутствуют как преемственность на переходе от дошкольного к начальному и основному образованию, так и сами методики обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста технологическим знаниям и умениям; акцент делается на практические работы с разнообразным материалом и ручными инструментами без введения понятий, связанных с машинами, механизмами, техническими процессами «инженерии», связи физического и искусственного (материального) мира.

Следуя за ребенком, мы можем наблюдать интерес к технике и технологиям гораздо раньше, чем предлагает традиционная система образования. Чтобы удовлетворить этот интерес, мы разработали методологию освоения ребенком базы технологического знания, которая по инструментарию ощутимо отличается от методики работы в начальной школе.

Сфера раннего развития ребенка достаточно разработана с психолого-педагогических позиций, чтобы безбоязненно заимствовать основные принципы и перекладывать их на другие более специфичные области знания, например такие как, техника и технологии.

Цель создания и функционирования детской лаборатории:

создать условия овладение базовыми техническими знаниями и навыками для ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста;  повысить уровень мотивации и познавательной активности детей посредством выявления их способностей и опережающего развития в инженерно-технологическом направлении.

Формы познавательной деятельности ребенка в лаборатории:

детское экспериментирование, учебное исследование, конструирование, решение технических задач.

Лаборатория охватывает разные зоны «инженерии», которые могут осваивать дети данного возраста. В настоящее время выделены, описаны и частично апробированы на конкретном оборудовании следующие зоны, готовые к внедрению в образовательный процесс.

Этапы внедрения образовательных зон

Инженерно-лабораторные зоныЭтап №1Этап №2Этап №3
Электричество и магнетизм   
Вода и воздух   
Энергия различной физической природы   
Свет и оптика   
Робототехника и программирование   
Конструирование   
Механика   
Космос   
Растениеводство   
Измерения   
Звук и звуковые явления   

Каждая зона содержит:

  • Набор лабораторных работ (8-12 шт.), которые должны быть одновременно готовы к работе.
  • Видеоинструкции для детей и педагогов по работе с этой работой.
  • Инфраструктурный лист для оснащения лаборатории.

Для оснащения Лаборатории сегодня используются: