Преподавание технологии (WS)

«Преподавание технологии» была создана как педагогическая компетенция соревнований Ворлдскиллс Россия в 2017 году.

Сегодня компетенция «Преподавания технологии» участвует в вузовской, региональной и юниорской линейках соревнований. Более 30 вузов и колледжей ежегодно принимают участие в подготовке конкурсантов и организации соревнований. В 2021 году разработан и запущен демонстрационный экзамен по компетенции.

Техническое описание компетенции

Преподавание техники и технологий представляет особую область педагогической деятельности. Основное направление такой деятельности – введение учащихся в мир техники и технологий, знакомство с производством и профессиями через организацию практической и проектной деятельности учащихся, формирование опыта трудовой, созидательной деятельности, формирование профессиональных умений и навыков.

Педагоги в области технологического образования могут работать с обучающимися разного возраста и на разных уровнях образования (общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования технико-технологической направленности).

Серьезное обновление средств производства, изменение характера труда в постиндустриальном обществе требуют от технологической подготовки учащихся соответствовать требованиям современной высокотехнологичной, цифровой экономики. Значительно расширился спектр изучаемых учащимися современных и перспективных технологий (материальных, цифровых, гуманитарных) и их реализации как в процессе создания продуктов труда, так и в процессе ознакомления с современным производством и овладения профессиональными навыками (в том числе и в области перспективных технологий).

Для этого педагог в области технологического образования должен обладать серьезной подготовкой в естественнонаучной и гуманитарной предметных (образовательных) областях, владеть основами предпринимательства и управления проектами, владеть современными образовательными технологиями и методиками. Современный педагог должен иметь подготовку, открывающую возможность научить учащихся решению современных производственно-технологических задач (проектных, конструкторских, технологических, управленческих, предпринимательских) в процессе моделирования и создания объектов труда,  реализации проектов. Такой широкий диапазон профессиональной подготовки ставит перед ним задачу развития навыков самообразования и способности к профессиональной рефлексии.

В процессе реализации проектных и исследовательских работ педагог технологического образования должен обеспечить не только соблюдение технологического процесса, но и понимание и выполнение учащимися всех этапов проектной деятельности: от начальной стадии проектирования до реализации готового продукта, включая развитие предпринимательских навыков и способностей, к которому приводит только инициативное и инновационное творчество.

Условия работы педагога технологического образования связаны не только с организацией процесса обучения, но и организацией рабочего пространства и трудовых процессов в условиях учебной мастерской, лаборатории, полигона и пр. Поэтому соблюдение требований охраны труда, санитарных и гигиенических норм, организация безопасного труда являются составляющими профессиональной компетенции.

С документами по компетенции можно познакомится на сайте Ворлдскиллс Россия.