Технологическое образование как понятие появилось гораздо позже других видов образования и стало устойчиво использоваться только к концу XX века. Это произошло благодаря естественному развитию науки, техники и технологии, последнее из которых в этой взаимосвязи стало преобладать именно в новой эпохе — обществе, получившим название постиндустриального, информационного и даже технологического. Более поздними представлениями об образовании, пожалуй, стали родственные «технологическому» такие направления образования, как высокотехнологичное, конвергентное, цифровое…
В узком смысле «технологическое образование» образовано от уроков «Технологии», которые появились с 80-х годов XX века в школах разных экономически и технологически развитых странах. Российские ученые (П.Р. Атутов, В.М. Жучков, В.А. Кальней, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) рассматривали технологическое образование как новый этап развития трудового воспитания и политехнического образования обучающихся. Учебный предмет «Технология» появился в российской школе в 1993/94 учебном году.
Более широкое представление «технологического образования» возникло за счет осознания специфики профессионального образования (в первую очередь, СПО), которое направлено на освоение той или иной базовой отраслевой технологии, прикладной технологии или совокупности технологий, отражающих конкретные профессии и компетенции. Соответственно на уровне общего (предпрофессионального) образования формируется общая технологическая грамотность, а на уровне профессионального образования — технологические компетенции и навыки.
В широком смысле — все современное образование является технологическим. Такое технологическое образование является отражением требований современного постиндустриального (технологического) общества к личности, которая должна владеть основными технологиями деятельности (преобразовательной, коммуникативной, эстетической, познавательной и др.), творческими способностями, активностью и самостоятельностью, умениями решать проблемы и критически мыслить, в широком смысле проектировать и творить… Первым ученым, давшим такую трактовку образования, стал академик РАО, доктор педагогических наук А. М. Новиков (Новиков А. М. Постиндустриальное образование, 2008).
Последнее позволяет сформулировать понятие технологического образования с позиции личности как изменение (приращение) трудового и жизненного опыта личности посредством овладения спектром производственных, цифровых, высоких технологий и решения совокупности производственно-технологических задач (Д. А. Махотин, 2014).
*Изображение сгенерировано с помощью ИИ /https://gamma.app/