Логвинова Ольга николаевна, канд. пед. наук
В учебно-методическом пособии представлен учебный проект как способ освоения предметного содержания программы по учебному предмету «Труд (технология)», этапы его выполнения
обучающимися, подходы к оценке результатов.
Вызовы современного мира: неопределенность и нестабильность, быстрая смена технологического уклада и вместе с этим возросшие возможности человека, связанные с использованием цифровых технологий, увеличение продолжительности трудовой и активной жизни – выдвигают новые требования к каждому человеку, его способностям:
- быть адаптивным, уметь приспосабливаться к изменениям и осваивать новые технологии;
- видеть возможности для самореализации в изменяющемся мире;
- определять проблемы и варианты их решения;
- продуцировать идеи и планировать их реализацию;
- оценивать себя, свои компетенции и возможности и видеть пути роста, саморазвития;
- учиться и самообучаться на протяжении всей жизни.
Следовательно, в школе нужно не только учить академическим знаниям, но и развивать эти способности, а также те, которые сейчас называют компетенциями XXI века: функциональную грамотность, креативность, критическое мышление, коммуникабельность, умение работать в команде.
Одной из ведущих целей устойчивого развития является развитие знаний, навыков, компетенций людей в сфере достойного труда, предпринимательства и жизни в целом. На сегодня определены приоритетные направления развития системы образования, одно из них – увеличить количество молодежи и взрослых людей, которые обладают востребованными навыками для трудоустройства, а также для занятий предпринимательской деятельностью. Решение этой важной и сложной задачи предлагается через развитие когнитивных и некогнитивных навыков, таких как решение проблем, критическое мышление, творческий подход, совместная работа, коммуникативные навыки, которые можно применять в целом ряде профессиональных областей. Кроме того, нужно предоставить учащимся возможности для постоянного обновления навыков посредством обучения на протяжении всей жизни.
Государство, общество, дети и родители, работодатели ждут от школы подготовленного к жизни человека: способного думать, организовывать свою работу, определять цели и способы их достижения, принимать решения; человека, способного выбирать свой жизненный путь; человека-производителя, творца; человека, мотивированного трудиться, ответственного за результаты своего труда, предвидящего последствия применения технологий.
Бытовые, профессиональные, материально-технические и другие сферы жизни человека представлены в предмете «Труд (технология)» как деятельность, а, как известно, все виды деятельности формируют психику человека и во многом определяют и обуславливают ее.
Предмет «Труд (технология)» представляет ребенку многоуровневую, многовекторную модель трудовой подготовки, дающую представление о цифровых, технических, технологических компонентах быта, производства (где многие виды профессиональной деятельности стали дистанционными, оператор управляет удаленными орудиями труда), экономики в целом и вовлекающую его в активное освоение через применение и осмысление на уроках.
Урок труда (технологии) не задает рамки, а показывает направления, в которых может развиваться каждый обучающийся, предоставляет возможность ученику исследовать то, как можно получить знания об изучаемом объекте и выработать собственное представление о нем, собственный стиль мышления.
Обновленный урок труда (технологии) стал еще более многослойным: содержание охватывает теорию, практическое применение и освоение умений/навыков, применение в ситуации творческого поиска идеи/проблемы проекта и ее решения посредством изготовления продукта.
Задачей педагога (дополнительно к традиционным образовательным задачам) стало: определить способ мышления ученика и наращивать его способности; передавать знания о том, как получить новые знания; формировать базовые навыки мыслительных операций; базовые навыки решения проблем, навыки в области предпринимательства, сотрудничества и совместной продуктивной работы, что возможно в том числе при выполнении учебных групповых, коллективных и индивидуальных проектов, а также интегрируя проект по технологии с предметами учебного плана школы, курсами внеурочной деятельности, дополнительного образования.
Содержание предмета развивает в практической деятельности школьников знания и умения, освоенные на других предметах учебного плана школы и внеурочной деятельности, а также мотивирует и стимулирует обучающихся к изучению других предметов, востребованных в проектной деятельности.
Специфика предмета «Труд (технология)» заключается в практикоориентированности и базируется на непосредственном применении учениками имеющихся знаний и умений в моделируемой учителем ситуации и самостоятельном поиске и освоении недостающих в процессе учебного проектирования.