Игорь Михайлович Никитин, Дмитрий Александрович Махотин

В статье представлены результаты экспертного опроса 6443 ученика и 390 учителей из 21 региона Российской Федерации. Экспертный опрос проводился Национальным методическим советом по технологическому образованию (Москва, 2021 год) с целью изучить текущее состояние, запросы и ожидания участников образовательного процесса в предметной области «Технология», выявить условия реализации и проблемные места в преподавании «Технологии» в общеобразовательной школе. Представлены два фокуса на построение и содержание технологического образования в школе – взгляд со стороны педагогов и взгляд со стороны школьников. Показано, что наиболее популярными модулями для освоения у школьников являются веб-дизайн, графический дизайн, компьютерная графика и 3D-моделирование. Предпочтения мальчиков зафиксированы в изучении компьютерной графики, 3D-моделировании, робототехники и лазерных технологий, а предпочтения девочек – в веб-дизайне и графическом дизайне. Опрос педагогов показал их приоритетные тематические запросы – технологии обработки материалов, технологии растениеводства, компьютерная графика, черчение, робототехника.

Динамика процессов модернизации технологического школьного образования, обусловленная как стратегией технологического развития страны, так и концептуальными документами обновления предметной области «Технология», требует текущего мониторинга этапов развития содержания, форм и методов обучения предмету «Технология» в школе.
С целью изучения текущего состояния, запросов и ожиданий участников процесса технологического образования в школе, выявления условий реализации и проблемных мест в преподавании «Технологии» в 2021/2022 учебном году Национальным методическим советом по технологическому образованию проводился экспертный опрос для двух категорий участников образовательного процесса – педагогов и учащихся.
Для каждой категории участников опроса была разработана анкета, состоящая из блоков вопросов, включающих: для учащихся – информацию о школе и регионе, об отношении к содержанию и формам изучаемого предмета «Технология»; для педагогов – информацию о школе и регионе, о профессиональной квалификации, о фактическом тематическом содержании предмета «Технология», о прогнозном развитии содержания предмета. Анкеты были представлены на сайте Национального методического совета по технологическому образованию. В опросе приняли участие 6442 ученика и 390 учителей из 21 региона Российской Федерации.

Результат опроса школьников показал распределение их по типу школ: 76% из городских школ, 24% из сельских (поселковых) школ. Большую часть респондентов составили ученики основной школы (5-9 класс) — 71%, доля учеников старшей школы (10-11 класс) составила 29%.
Количество учеников каждого класса находится на сопоставимом уровне для каждого типа школы (рис. 1).

На вопрос анкеты «Оцени свой интерес к урокам (по 5-балльной системе, как отметки в школе)» наибольший интерес к технологии проявляют ученики средней школы (рис. 2). Учащиеся старшей школы поделились поровну по числу тех, кому интересна «Технология» и кому не интересна.

На вопрос «Хотел(а) бы ты, чтобы уроков технологии стало больше/остались также/стало меньше/не изучались вообще» предпочтения учащихся по количеству уроков технологии распределились по группам с высокой и низкой оценкой технологии следующим образом (табл. 1,2). Основная доля учеников поддерживает текущее количество проводимых уроков данного предмета, однако в старшей школе достаточно высока доля учеников, которые хотели бы перестать изучать «Технологию». Такая оценка учениками старшей школы может быть вызвана предстоящей подготовкой к итоговой аттестации и предпочтениям профильным предметам.

Следует отметить, что у 1160 (63%) учеников старшей школы нет уроков «Технологии». Из 677 учеников старшей школы, осваивающих технологию, 277 человек (41%) не проявляют интереса к предмету, 107 учащихся (16%) хотят, чтобы технологии стало меньше или не изучалась совсем. 399 учеников проявляют интерес к технологии, но из них 73% не хотят, чтобы количество уроков увеличивалось.
На вопрос: в какой форме изучается предмет «Технология», ответы распределились следующим образом (табл. 3). Отметили модульное изучение программы технология в основной и старшей школе соответственно 17% и 6% учащихся, информационных технологий 15% и 13%, углубленное изучение (напр., в технологическом классе) 5% и 4%.

Характер обучения всем классом вместе (24% и 11%) или мальчики (32% и 9%) и девочки (13% и 38%) отдельно не показал никаких различий в проявлении интереса учащихся к предмету – высокий интерес представлен у 65% учеников, которые изучают предмет вместе, и 62% – у тех, кто раздельно.
Высокий интерес у школьников проявляется, когда предмет изучается углубленно или по модулям (рис. 3). Если для основной школы распределение сопоставимо с общей оценкой урока (68%), то старшая школа стала показывает большую заинтересованность (65%).

На вопрос: «Какие современные технологии ты бы хотел(а) изучать на уроках технологии?» самыми популярными модулями для школьников являются одновременно для основной и старшей школы веб-дизайн, графический дизайн, компьютерная графика и 3D-моделирование (рис. 4).

С точки зрения гендерных предпочтений можно увидеть значительные различия в тематических интересах мальчиков и девочек (рис. 5). Мальчики явно проявляют заинтересованность в изучении компьютерной графики, 3D-моделировании, робототехники и лазерных технологий, а девочки – в веб-дизайне и графическом дизайне.

По анализу ответов школьников о внеурочной деятельности по технологической направленности можно сделать вывод, что самыми популярными активностями являются кружки, программы дополнительного образования и онлайн курсы (табл. 4), к этому можно дополнить, что четверть учеников не участвует во внеурочных мероприятиях.

Доля школьников, участвующих в олимпиадах и конкурсах соответствует одинаковому уровню у учащихся основной и старшей ступени обучения 17-18% (табл. 5). Однако больше трети учеников средней школы не участвовали ранее в олимпиадах и конкурсах, но проявляют интерес. Большая часть учеников старшей школы уже не проявляет интереса к этому виду деятельности. Очевидно, что на этом этапе обучения для старшеклассников приоритетными целями являются выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Проанализировав предпочтения опрошенных учеников, можно сделать вывод, что более половины учащихся средней и старшей школы выражают желание приобрести практические умения и навыки, освоить современные технологии, около 25% опрошенных школьников ожидают от освоения технологии получение профессии или профессиональной компетенции (рис. 6). В этой связи профориентационная направленность технологического школьного образования получает ярко выраженные акценты.

В экспертном опросе принимали участие 390 педагогов. Анкета для этой категории участников включала вопрос о базовом образовании учителей технологии. Распределение ответов выявило образование значительной части учителей технологии педагогическое (технология) – 46,3% опрошенных и педагогическое (информатика) – 6,7% (табл. 6).

На вопрос «Какие модули (разделы) предметной области «Технология» вы преподаете в школе?» по характеру специализации преподавания технологических модулей опрос 390 учителей выявил следующее распределение (рис. 7).

Очевидно, что преподавание высокотехнологичных модулей испытывает острые дефициты.
На вопрос педагогам в какой форме изучается предмет «Технология», ответы распределились следующим образом (табл. 7). Отметили традиционно раздельное изучение тем мальчиками и девочками 51,9% опрошенных, а уроки технологии в неделимых классах (по самостоятельно составленной программе) выделили 25,2% ответивших, модульное изучение программы отметили 32,9% ответивших, углубленное изучение предмета (напр., в технологическом классе) – 3,9% ответивших.

По оценке учителей материально-технического оснащения предмета «Технология» в школе низкое – 23,1%, среднее – 41,1%, достаточное – 29,6% и высокое – 6,2% ответивших. В целом такое распределение можно отнести к среднестатистическому состоянию обеспеченности процесса технологического образования.

На вопрос анкеты учителям «Какие модули (разделы) предметной области «Технология» вы бы еще хотели ввести в рабочую программу?» ответы педагогов распределились в следующем порядке (рис. 8). Ожидаемо можно прогнозировать на ближайшем этапе модернизации технологического образования обновление содержания предмета технология учебными модулями «Графический дизайн», «Компьютерная графика, черчение», «3D-моделирование и прототипирование», «Веб-дизайн», «Робототехника», «Технологии обработки материалов», «Технопредпринимательства».

Становится очевидным, что ожидания и предложения учителей технологии направлены на обновление содержания в комплексе с модернизацией учебной материально-технической оснащенности и совершенствованием подготовки педагогических кадров высокотехнологичных специализаций.
Проведенный опрос является экспертно-аналитическим и носит характер выявления проблемных точек в организации о преподавании предмета «Технология» в школе. Данный опрос призван стать частью мониторинговых обследований процесса модернизации школьного технологического образования, проводимых Национальным методическим советом по технологическому образованию.

Цит. Никитин И.М., Махотин Д.А. Технологическое образование в школе: диалоги с учителями и школьниками // Интерактивное образование. 2022. №2. С. 45-52.