Ссылка: Махотин Д.А. Направления научных исследований в области развития технологического образования школьников в условиях цифровой трансформации экономики и производства / В сборнике: Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении. Коллективная монография. Авторы составители: М.Н. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. Москва, 2020. С. 31-38.

Сегодня для развития технологического образования актуальной задачей является проведение научных исследований, которые были бы направлены на изучение приоритетных областей развития экономики и производства, связанных с цифровой трансформацией, происходящих при этом изменений в используемых технологиях и технических системах, цифровых технологий и инструментов, а также исследования проблемных областей технологического образования школьников, связанных с оценкой используемых тематических модулей, педагогических и иных технологий, нового содержания и новых практик реализации технологического содержания в предметных областях «Технология», «Информатика», внеурочной деятельности и дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности.

          В процессе исследования необходимо сделать акцент на анализ стратегических приоритетов научно-технологического развития России, перспективные рынки и технологии в рамках Национальной технологической инициативы, «сквозные цифровые технологии» и их влияние на современную экономику и образование.

          Анализ современного состояния и перспектив развития технологического образования школьников необходимо рассматривать в логике следующих нормативных и законодательных документов:
  • матрицы Национальной технологической инициативы;
  • программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»;
  • Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
  • Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020-2024 годы.
Тенденциями, определяющими сегодня развитие технологического образования в условиях бурного роста технологий и цифрового производства, являются:
  1. технологизация всех сфер человеческой деятельности, что предопределяет изучение наиболее общих (универсальных) технологий деятельности в процессе получения технологического образования и ориентацию на метапредметные результаты в общем образовании;
  2. цифровая трансформация экономики и производства, что в итоге приведёт к использованию во всех технических, технологических, социальных и иных системах цифровых технологий и ресурсов, что определенным образом скажется на изменения содержания и результатов технологического образования школьников;
  3. опережающий характер развития неформального технологического образования человека по отношению к получению формального образования;
  4. индивидуализация образования, что проявляется в выборе обучающимся приоритетных для него содержания, форм, методов и средств достижения результатов образования в  процессе организации личностно-значимой деятельности;
  5. влияние технологической среды на создаваемую образовательную среду и условия и средства реализации технологического образования обучающихся;
  6. взаимосвязь учебной и трудовой деятельности, предметно-практической и производственно-технологической направленности содержания технологического образования;
  7. взаимосвязь основного и дополнительного образования технико-технологической направленности;
  8. конвергентный характер развития науки, техники и технологий, что определяет конвергентность как один из принципов технологического образования и предполагает интеграцию научных знаний, материальных и информационных технологий в процессе освоения обучающимися предметно-практической и проектно-исследовательской деятельности.

Концептуальная модель технологического образования, представленная в таблице, представляет собой обобщенное описание целей, структуры и содержания предметной области, их отношения и систему свойств, требований и условий реализации модели конкретными потребителями (субъектами технологического образования). Даная модель может служить методологическим основанием для исследования и практических разработок в области отдельных компонентов (направлений) технологической подготовки школьников.

Концептуальная модель технологического образования

Цель технологического образованияформирование у обучающихся проектно-технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления персональной деятельности (использовании современных технологий и техники в личной сфере, потребительских целях)
Свойства модели— системность;
— ингерентность (согласованность со средой – технологической, образовательной);
— проектируемость;
— агрегируемость (переход от обобщения к детализации и обратно);
— многомерность;
Концептуальные требования к модели— отбор содержания обучения для предметной области;
— проектирование рабочих программ в предметной области;
— разработка учебников, учебных материалов для разного возраста обучающихся и направлений обучения;
— определение инвариантной и вариативной компонент содержания обучения;
— выделение интегративных модулей, тем (в т.ч. с другими предметными областями, учебными предметами);
— определение проблемных тем, тематики проектных и исследовательских работ, групповых заданий для олимпиад и конкурсов;
— разработка контрольно-измерительных и оценочных средств;
Субъекты (потребители) модели— экспертные сообщества (эксперты и разработчики концепции, образовательных стандартов, методических рекомендации и пр.);
— авторы и составители учебников, УМК, рабочих программ по предметной области;
— органы управления образованием на региональном, территориальном уровнях, реализующие региональные программы технологического образования;
— учителя-предметники, ассоциации педагогов технологического образования (разработка рабочих программ по предметной области, методическое обеспечение направлений ТО, отбор учебного материала);
— руководители ОО (организационное сопровождение и материально-техническое обеспечение приоритетных направлений, модулей Т.О.);
— социальные партнеры (производство,  бизнес-сообщества и пр.);
— обучающиеся (планирование индивидуальных траекторий обучения, выбор профилей и модулей технологического образования, выбор тематики проектных и исследовательских работ);
Критерии отбора содержания Т.О.а)критерий высокой научной и прикладной значимости содержания технологического образования, раскрываемого через обобщенные представления о мире техники и технологии (технознании), обобщенные виды учебной и трудовой деятельности, межпредметные понятия;
б) критерий учета мирового опыта построения содержания технологического образования;
в) критерий последовательности и преемственности вариативного содержания технологического образования;критерий соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе учета особенностей развития технической одаренности; 
г) критерий соответствия требованиям к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы на соответствующем уровне образования;
д) критерий соответствия содержания технологического образования современным и перспективным технологиям, техническим системам, развитию мирового и регионального рынка труда.
Фундаментальные понятия (концепты)материалы, энергия, информация, технические системы, технология (технологические процессы), проектирование, исследование (структура, функции, методы), организация и управление, отношения (человек-техника, человек-технология, техника-технология и др.), экономика и экология, прошлое и будущее технологии (история), инновационное творчество и изобретательство.
Содержание понятий— источник, причина происхождения;
— смысловое значение, определение;
— функциональное назначение (функции, принцип действия и пр.);
— внутреннее устройство и система внешних взаимосвязей.
Отношения между понятиямиТехнология – ТС (техническая система)
Материалы – ТС (техническая система)
Материалы – технологии
Проектирование – материалы
Проектирование – ТС (техническая система)
Проектирование – технологии
Система задач и действий— проектные задачи (действия),
— исследовательские задачи (действия),
— конструкторские задачи (действия),
— технологические задачи (действия),
— управленческие задачи (действия),
— конструкторские задачи (действия).
Содержательные модули (интеграция содержания)— по сквозным линиям содержания;
— по выделению инвариантной («ядро») и вариативной частей содержания;
— по укрупненным дидактическим единицам;
— по укрупненным проблемам (вызовам);
— по формам и видам деятельности;
— по результатам образования (компетенциям).
Условия реализации модели— нормативно-правовые,
— организационно-педагогические,
— содержательно-проектировочные,
— кадровые,
— материально-технические,
— информационно-ресурсные.

Предметное поле для поиска научного обоснования технологического образования необходимо искать на пересечении образования и производства, образовании и науки, образования и современной цифровой экономики. Исходя из логики, что образование готовит кадры для всех сфер экономики, а наука играет существенную роль в разработке новых технологий для производства, можно рассматривать цепочку взаимосвязей «образование – экономика – наука – производство» (рис.), которые образуют кругооборот, обеспечивающий:

Разделения модели на компетентностное и продуктовое поле показывает, на что, в первую очередь, необходимо обращать внимание: образованию и экономике – на формирование и развитие Компетенций; науке и производству – на создание Продуктов посредством технологий.

Практическими результатами таких научных исследований станет обоснование и решение следующих актуальных задач:
1)    научное обоснование разработки нового содержания обучения технологиям на уровне основного и общего образования в рамках предметных областях «Технология», «Информатика», классов углубленного изучения технологического содержания (инженерных, агротехнологических, информационно-технологических и пр.);
2)    развитие методики и технологии реализации технологического образования школьников для начального общего, основного общего и среднего общего образования, включая конвергентный подход к обучению, организацию проектной и исследовательской деятельности (естественнонаучной и технологической, инженерно-конструкторской направленности), развитие гибких навыков в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности учащихся, производственные кейсы и профильные технологические смены и пр.;
3)    разработка новой типологии уроков (занятий) для технологической подготовки обучающихся, основанной на практической и проектно-технологической деятельности, позволяющей педагогу сфокусировать методику преподавания на создание «продукта» и реализацию проектов.
4)    разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов в области освоения новых методик преподавания технологического образования и новых модулей содержания обучения (по направлениям развития высоких технологий, сквозных цифровых технологий, профессий и профессиональных компетенций «будущего»).
5)    создание условий для развития методических инициатив педагогов в области технологического образования, новых подходов и методов обучения, эффективной реализации новых технологических разделов (модулей) технологической подготовки школьников, новых форм сетевого взаимодействия и развития экспертного сообщества в области технологического образования.
Исследования технологического образования могут стать одним из обоснований модернизации систем общего и профессионального образования, их синхронизации и взаимодополнения в логике стратегии развития кадрового потенциала национальной экономики и производства, изменения содержания и организационных процессов трансформации образования в новых условиях цифровой экономики.
  • воспроизводство кадров для цифровой экономики;
  • разработку и применение базовых и перспективных технологий;
  • синхронизацию профессиональных и образовательных стандартов;
  • взаимодействие научных исследований и прикладных (бизнес) проектов.

На уровне нормативного разреза создаются нормы и требования, зафиксированные в тех или иных документах. На пересечении образования и производства возникают образовательные и профессиональные Стандарты; на пересечении науки и экономики — Заказы, выражающиеся в форме заказов на научные исследования в форме прикладных и бизнес-проектов.

На уровне технологического (или ресурсного) разреза решаются вопросы по обеспечению экономики кадровыми и материально-техническими ресурсами (техникой и технологиями). На пересечении образования и экономики происходит воспроизводство Кадров и обеспечивается их соответствующий профессиональный рост, обеспечивающих Заказ производства. На пересечении науки и производства возникают Технологии, из которых базовые технологии обеспечиваются за счет производственных ресурсов, а перспективные – создаются и внедряются за счет научных исследований и НИОКР.

Литература

  1. Кац С.В., Махотин Д.А., Ушакова Е.Г. Структурно-пространственная организация содержания предметной области «Технология» // Интерактивное образование. 2017. №4. С. 18-23.
  2. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/
  3. Махотин Д.А. Концепция развития технологического образования школьников: итоги общественных обсуждений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (47). С. 21-29.
  4. Махотин Д. А. Методологические проблемы технологии как предмета и предметной области // Интерактивное образование. 2018. № 3. С. 2-7.
  5. Махотин Д. А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 25–40.
  6. Махотин Д.А., Родичев Н.Ф., Орешкина А.К., Логвинова О.Н. Концепция предметной области «Технология» как средство модернизации содержания и технологий обучения в современной школе // Инженерное образование. 2017. №21. С. 76-82.
  7. Орешкина А.К., Махотин Д.А., Логвинова О.Н. Подходы к модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Технология»: итоги экспертного обсуждения // Школа и производство. 2016. № 8. С. 3-5.