Тезисы выступления Твердынина Николая Михайловича, доктора философ. наук, канд. техн. наук, профессора кафедры химии и материаловедения ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» на Международном форуме «Формирование технологической грамотности в условиях развития цифровой экономики и производства» (14 октября 2022 года, Москва, Россия).

Говоря о современном состоянии технологического образования в целом и о школьном технологическом образовании в частности, нельзя не отметить несколько тенденций, которые одновременно делают его и одним из самых креативных сегментов образовательного пространства, и, в то же время отбрасывают его в системно-ценностном плане в «арьергард» профессиональных предпочтений выпускников школ и их родителей. Хотя необходимость и, главное, востребованность инженерного образования декларируется с самых высоких трибун и социальных заказ на соответствующие профессии всё возрастает, общественное сознание не связывает или же практически не связывает это с предметом «Технология» в школе.

          Почему же так происходит? Причин того, что технико-технологические профессии ушли общественном сознании на второй, а в ряде случаев и на третий план достаточно многочисленны. Одни из них лежат на поверхности, например, относительно тяжёлая (хлопотная) работа) при не самом (чаще всего) высоком уровне оплаты труда и высокой ответственности за конечный результат. Другие причины не столь явны и имеют гораздо более глубокие социально-психологические корни. Это, в частности, противостояние технократических и технофобных взглядов в подходе к необходимости более активного изучения техники и технологии. Конечно, современный чиновник от образования вряд ли будет заявлять о своей нелюбви к технике, он скорее буде выступать с позиций псевдотехнократа и говорить о развитии современных цифровых, нано-, био- и других технологий. При этом наибольшую опасность представляет подмена понятий, когда образовательное пространство в сфере технологии в реальности разрывается на высокие технологии и все остальные. Это, в сою очередь негативно сказывается на всём технологическом образовании.

          Прошедшая конференция хорошо показала, что результаты практической деятельности педагогов не разделяют, а интегрируют все существующие технологии, давая тем самым новый импульс развития технологического образования.