Сушков М.И., Копылова В.А., Логвинова О.Н., Махотин Д.А.

Проект развития технологического образования через создание мультирегионального пространства технологического образования школьников вошел в ТОП-100 ежегодного Форума «Сильные идеи для нового времени — 2023» и занял 2 место в номинации «Национальная кадровая инициатива». В статье раскрыты основные положения представленного проекта.

Обеспечение технологического суверенитета страны возможно только за счет реализации системной массовой и эффективной технологической подготовки школьников, опирающейся как на ФГОС, так и на передовые образовательные и производственные технологии. Популяризация техники и технологий, достижений российской инженерной школы является одним из ключевых приоритетов в рамках достижения технологического суверенитета страны, о чем неоднократно заявляли Президент РФ В. В. Путин и Премьер-министр РФ М. Мишустин.

Основой для решения задач достижения технологического суверенитета является идея, озвученная Президентом России В. В. Путиным на Петербургском международной экономическом форуме: «Нам нужно выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений…» [1].

Мультирегиональное пространство технологического образования школьников как основа для достижения технологического суверенитета страны – разработана командой экспертов в области технологического образования школьников и позволяет сформировать целостную систему поступательного развития компетенций детей в сфере современных и перспективных технологий. Целостность и системность данного пространства позволяет осуществить бесшовную подготовку будущих специалистов в сфере современных технологий и формировать кадровый потенциал страны в сфере инженерии, как по отношению к потребностям любого региона, так и для экономики страны в целом.

Проект представляет собой целостную и последовательную систему развития компетенций подрастающего поколения в сфере современных технологий, опирающаяся на учебно-методический комплекс и позволяющая организовать непрерывную подготовку школьников и сформировать кадровый потенциал страны в сфере инженерии.

Цель проекта: обеспечить равный доступ каждому школьнику к качественному инновационному образовательному пространству для развития компетенций в сфере современных и перспективных технологий, обеспечивающих возможность самореализации в востребованных инженерных профессиях в РФ, с учетом региональных особенностей и потребностей в кадрах.

Ключевыми элементами проекта являются:

1. Модель мультирегионального пространства технологического образования школьников, построенная на принципах сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий,  модульного построения образовательного процесса и совокупности методов по формированию технологической грамотности и технологического мышления обучающихся. Модель позволяет реализовывать непрерывный комплексный образовательный процесс как в рамках горизонтальных связей (школа – дополнительное образование), так и в рамках вертикальных связей (школа – СПО – ВУЗ — работодатель).

2. Учебно-методический комплекс по предмету «Технология», включающий: базовый учебник по предмету «Технология»; комплект региональных учебных пособий, адаптированных под особенности конкретного региона; примерную рабочую программу; методические рекомендации для учителя; программное обеспечение и оборудование; дополнительный образовательный контент (карты сборки, практические работы и др., размещенные на страницах учебника в виде ссылок); технологии дополненной реальности (на дополнительный материал и изучаемые объекты).

3. Система повышения квалификации и методического сопровождения для педагогов, позволяющая освоить принципы и базовое содержания учебника по «Технологии» (по модулям «Производство и технология», ««Технология обработки материалов и пищевых продуктов», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника») и методику их преподавания, методы работы с различным учебным оборудованиям для реализации содержания предмета.

4. Комплекс учебного оборудования и средств обучения, позволяющим эффективную реализацию предметного содержания – робототехнические наборы (конструкторы), наборы по электронике, интернету вещей, станки с ЧПУ, 3D-принтеры, беспилотные летательные аппараты и пр., а также специализированное программное обеспечение для компьютерной графики, черчения и 3D-моделирования, управления техническими устройствами, VR/AR-технологий и пр.

5. Программы инженерных (технологических) смен и методические пособия для кружков.

Отличие проекта:

до 2018 года в российской школе действовала концепция технологического образования, разработанная еще в 1978 году и известная как «уроки труда». Однако, изучаемые технологии и процессы в XXI веке, а также подход к обучению детей технике и технологиям за это время существенно изменился. В новом подходе к построению образовательного процесса были реализованы принципы:

  • единства образовательного и технологического пространства: современные технологии, предлагаемые для изучения по предмету «Технология» как инвариантные, являются базовыми для изучения вариативных модулей;
  • модульности и гибкости: учебно-методический комплекс включают 10+ образовательных модулей и позволяют выстроить образовательный процесс с учетом специфики и материально-технической базы образовательного учреждения, профильных инженерных классов;
  • адаптации предметного содержания под потребности региона: модули учебно-методического комплекса охватывают широкий спектр технологий, что позволяет выстроить раннюю профориентацию и предпрофессиональную подготовку школьников под потребности региона;
  • применения современных методов и методик: методы и приемы работы обучающихся направлены на освоение норм и способов освоения проектной и исследовательской деятельности, развитие технологического и инженерного мышления.

Ключевой проблемой проекта представляется отсутствие массового и системного подхода к решению задачи развития технологического образования школьников. Существующие программы являются точечными и не позволяют охватить всех школьников страны, обеспечить доступность и качество образования. Без реализации качественного технологического образования школьников обеспечение страны кадровым потенциалом в инженерной сфере невозможно. Реализуемый проект включает в себя новый учебник по предмету «Технология» — обязательный для изучения предмет, новый подход к освоению школьниками технологий, систему принципов и правил, опирающихся на ФГОС общего образования и Примерную рабочую программу по технологии. Все это позволяет перезапустить изучение технологий в рамках общедоступной системы технологического образования.

Для реализации проекта была собрана команда ведущих экспертов из различных областей образования:

  • Национальный методический совет по технологическому образованию — эксперты и методисты в области технологического образования в России и СНГ;
  • ГК «Просвещение» – эксперты в области образовательной литературы, комплексном оснащении образовательных учреждений;
  • Производители учебного оборудования (R:ED, Геоскан, Роботрек, ТРИК и др.) – эксперты в сфере современных технологий и производстве учебного оборудования и средств обучения;
  • Кружковое движение России – эксперты в области развития дополнительного образования и изучения современных компетенций (НТО).

В разработке проекта было задействовано более 30 экспертов и специалистов из сферы образования и современных технологий.

Реализация модели мультирегионального пространства технологического образования школьников позволит в краткие сроки и впервые в XXI веке:

  • эффективно и в сжатые сроки создать единую образовательную траекторию обучения по предмету «Технология» с достижением измеримых и релевантных для всей страны и конкретного региона результатов;
  • внедрить массовое освоение современных технологий на технологичном оборудовании в рамках системы общего образования;
  • обеспечить бесшовный переход мотивированного на получение профессий и компетенций в сфере инженерии ученика из школы в колледж, вуз;
  • сформировать устойчивую методическую базу для развития кружков технической направленности в регионах;
  • адаптировать образовательный процесс под потребности региона и, как следствие, способствовать развитию кадрового потенциала в каждом регионе.

Экспертами команды были реализованы десятки проектов по разработке и внедрению эффективных образовательных процессов и комплексному оснащению как отдельных образовательных учреждений, так и регионов.

На данный момент проект поддержан Комиссией по развитию дошкольного, школьного и средне-специального образования Общественной палаты Российской Федерации, Бюро Высшего совета Партии «Единая Россия» и рассматривается к включению в проект «Локомотивы Роста» партии «Единая Россия».

ЦИТИРОВАНИЕ: Сушков М.И., Копылова В.А., Логвинова О.Н., Махотин Д.А. Мультирегиональное пространство технологического образования школьников как основа для достижения технологического суверенитета страны // Интерактивное образование. 2023. №2. С. 11-14.

От admin