Сетевая форма реализации образовательных программ регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024), где в Статье 15 предложено обоснование и механизмы сетевой формы реализации образовательных программ:
«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными
программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе» [1].
Таким образом ФЗ-273 устанавливает, что:
- образовательные программы (полностью),
- отдельные темы,
- модули,
- практические работы, учебные проекты (по труду (технологии),
- иные компоненты (например, курсы внеурочной деятельности, занятия по профориентации), могут быть реализованы на базе других организаций (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), в сетевой форме.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора.
Договор заключается между организациями (школой и другой организацией, имеющей необходимые ресурсы), в котором указываются:
1) основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (вид, уровень и (или) направленность);
2) при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами);
В нашем случае: «Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Труд (технология)», краткая характеристика из ФРП, далее «Модуль… », его характеристика, «Темы… » практические работы «…», учебные проекты «…» и т.д., которые реализуются в сетевой форме обучения.
3) объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними;
4) срок действия этого договора.
Следует обратить внимание, что «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности сетевой формы реализации образовательных программ» и «Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ» утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования [7].
В законе «Об образовании в Российской Федерации» также указано, что использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой
форме реализации образовательных программ.
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования (Приказ от 31.05.2021 г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования») в п. 35.2 также закреплена возможность реализации образовательной программы в сетевой форме:
«В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе с ОВЗ; … организации сетевого взаимодействия Организаций, располагающих ресурсами, необходимыми для реализации программ основного общего образования, которое направлено на обеспечение качества условий образовательной деятельности» [2].
В Приказе Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» также имеются рекомендации о сетевой форме реализации программы п. 16:
«Общеобразовательные программы реализуются Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации Организация может использовать сетевую форму реализации общеобразовательных программ и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы общеобразовательных программ осуществляется на основании договора между указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 07.10.2022 N 888)».
Таким образом, при разработке образовательной программы школы и в частности рабочей программы по предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования следует проанализировать наличие необходимых ресурсов для реализации программы каждого инвариантного модуля:
− подготовленный педагог;
− материально-техническое оснащение учебного кабинета, мастерских по труду (технологии);
− специализированное программное обеспечение.
В случае отсутствия необходимых условий для обеспечения полноценной реализации образовательной программы полностью или отдельных модулей (тем, практических и/или проектных работ), необходимо:
1) указать модуль, темы, практические работы, которые будут реализованы в сетевой форме;
2) указать причины (выше перечислены) организации сетевой формы реализации программы по предмету «Труд (технология)»;
3) определить организацию-партнера, обладающую необходимыми ресурсами, где будет реализованы программа;
4) заключить договор о сетевой форме реализации образовательной программы, который заключается между организациями, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (вид, форма, направленность, срок и т.д.);
5) в рабочей программе по труду (технологии) указать модуль, темы, практические работы, которые будут реализованы в сетевой форме;
6) разработать инструментарий для оценки результативности сетевой формы реализации программы;
7) ознакомить с договором и рабочей программой участников образовательных отношений;
8) разместить документы на сайте образовательной организации.
Выбор партнера для сетевой формы реализации программы.
Прежде чем выбрать партнера (партнеров) для организации сетевой формы обучения по определенным модулям, необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- Имеется ли необходимое оборудование в организации-партнере и в каком количестве?
- Возможно ли составить удобный для всех график занятий
(сетевое расписание) и посещать нужный кабинет в установленное
время? - На сколько часов и дней в неделю партнеры готовы принимать ваших школьников и с какой периодичностью?
- Как осуществлять подвоз или переход школьников в другую организацию? Сколько это будет занимать времени?
- Готовы ли партнеры консультировать педагога вашей
школы по использованию оборудования и оказывать методическую
помощь? - На каких условиях партнеры готовы заключить договор?
- Определите модель сетевого взаимодействия.