И.М. Никитин, Д.А. Махотин
Бурное развитие цифровых технологий является вызовом для технологического образования школьников, которое находится на стадии обновления содержания обучения и поиска новых методик преподавания предмета. Принятие стратегических документов научно-технологического развития экономики и производства нашей страны нашло отражение в Концепции преподавания предметной области «Технология», в который обозначен спектр новых направлений и вариативных модулей для преподавания в рамках урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования.
Среди новых модулей содержания технологического образования можно выделить блок цифровых технологий, который может быть представлен такими, как: 3D моделирование и прототипирование, компьютерное черчение, графический дизайн, промышленный дизайн, технологии цифрового производства (станки с ЧПУ, аддитивные технологии), веб-дизайн, технологии умного дома и интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности, и т.д. Все они требуют совершенно иные материально-технические условия для организации учебного процесса и самое главное – новые компетенции педагогов, ведущих эти разделы и модули.
В связи с этим возникают два проблемных вопроса, активно обсуждаемых в педагогическом сообществе:
- интеграция предметного содержания «Технологии» и «Информатики», в первую очередь за счет привлечения учителей информатики к преподаванию содержания технологических модулей;
- обновление содержания технологического образования может привести к освоению исключительно цифровых технологий, которые заменят материальные технологии (технологии обработки материалов и пр.).
Не углубляясь в первую проблему, которую в данном случае считаем риторической и не влияющей напрямую на вектор развития содержания технологического образования, остановимся на анализе появления цифровых технологий на уроках технологии, как в обязательной (инвариантной), так и вариативной частях.
В данном случае считаем необходимым регулярно проводить опросы педагогов (всех, которые участвуют в реализации программ технологического образования в школах и программ технико-технологической направленности в организациях дополнительного образования), мнение которых отражают степень, как осознания роли цифровых технологий, так и внедрения этого нового технологического содержания в образовательных организациях.
В проведенном опросе приняли участие 324 педагога и руководителя образовательных организаций из 16 субъектов РФ. В анкете было предложено 3 вопроса по изменениям содержания технологического образования школьникам в логике современных технологий и цифрового производства.
Первый вопрос связан с изменениями общего образования в целом и возможными средствами такой инновационной деятельности, связанной с ответами на вызовы цифровой экономики (рис. 1).
Педагоги согласны с необходимостью изменения школьного образования, акцентируя внимание на такие приоритетные зоны развития, как:
- формирование цифровой грамотности;
- возникновение нового мышления (системного, аналитического, критического) и способов его развития у учащихся;
- создание условий для получения школьниками профессии, освоения профессиональных компетенций в области цифровой экономики.
Новое мышление, как мы уже отмечали в одной из публикаций [3], возникает на стыке физического и цифрового миров, формирую таким образом новое цифровое и технологическое мышления, когда в представлении человека возникает как образ материально созданной модели (конструкции, изделия), так и построенной цифровой модели (в максимальной форме «цифрового двойника»).
Рис. 1. Результаты опроса педагогов (1 вопрос).
Второй вопрос был направлен на востребованность в педагогическом сообществе новых модулей содержания технологического образования школьников.
Педагоги расходятся в понимании того, какие новые технологии должны изучать школьники (как обязательно, так и по выбору), поэтому разброс тематических модулей достаточно высокий (рис. 2). При этом больше 3 баллов (при максимальной оценке 5 баллов) получили следующие модули:
- инженерный и графический дизайн,
- робототехника,
- аддитивные технологии,
- электроника,
- прототипирование,
- искусственный интеллект и машинное обучение,
- интернет вещей,
- нанотехнологии.
Необходимо отметить, все эти технологии входят в списки сквозных и/или приоритетных технологий для развития в РФ.
Интересны результаты мотивации педагогов в процессе изменений технологического образования и выстраивания собственных планов профессионального развития (рис. 3). В первую очередь, педагогов волнует изменения процесса обучения школьников новым технологиям (прогресс обучающихся, 1 место, и возможности организовать учебный процесс, 2 место) и только на третьем месте – Достижения учащихся на олимпиадах и конкурсах. Этот факт свидетельствует о важности проблемы и готовности педагогов осваивать новые технологии и методики их реализации в технологическом образовании школьников.
Также результаты анализа третьего вопроса показывает важность дополнительного образования (как возможности углубленно осваивать те или иные технологии в дополнении к обязательному содержанию программы общего образования). Также педагоги ориентированы на расширение контингента учащихся за счет использования нового технологического оборудования и цифровых технологий в рабочих программах внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Рис. 2. Результаты опроса педагогов (2 вопрос).
Рис. 3. Результаты опроса педагогов (3 вопрос)
Все более становится очевидным запрос педагогов на развитие цифровых компонентов содержания технологического образования в программе общего образования. Динамичное развитие цифровых технологий, и связанные с ним процессы обновления содержания в предметной области «Технология», влекут уточнение целей обучения и предметных образовательных результатов, а также разработку новых педагогических инструментов и педагогического дизайна технологических модулей, учебных и методических материалов с учетом интеграции «традиционных» и цифровых технологий.
Опросы педагогов показывают, что обусловленное не только требованиями технологического развития всех сфер деятельности, но и непосредственно заинтересованностью самих учащихся, освоение навыков цифровых технологий наиболее соответствует развитию вариативного и разноуровневого содержания предметной области «Технология», включая возможность в будущем создавать индивидуальные траектории овладения технологиями и компетенциями.
Подробнее: