Д.А. Махотин

Предлагаемый взгляд на методологические проблемы технологии как предмета позволяет выделить ключевые вопросы, без которых невозможно представить развитие технологического образования в условиях перехода к новому технологическому укладу, и которые в ближайшее время станут предметом научных исследований и дискуссий.

Сегодня дидакты и исследователи, обсуждая основания для разработки содержания и планируемых результатов школьных предметов, обращаются к методологии предмета (предметной области), поиску научного обоснования его развития, формулировки проблем, описанию подходов к их решению. Методология предмета выстраивается либо от методологии научной области знаний, на основе которой выстраивается школьное обучение предмету; либо ищутся другие культурные или деятельностные основания предметной сущности. Спецификой технологии как предмета или предметной области является многозначная трактовка его предмета исследования, который с одной стороны интегрирует в своем основании естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, а с другой стороны является деятельностным – отражает созидательную, преобразовательную деятельность человека.

Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд, а также черчение. По мнению его разработчиков (П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.) появление технологии обозначило новый этап политехнического образования школьников, отражающего влияние материальных и информационных технологий на производство и общество. Труд (или трудовое обучение) как самостоятельный предмет возник в российской школе еще в конце XIX века, став обязательным компонентом школьного образования уже в советской трудовой школе в 20-е годы XX века. На протяжении всей более чем столетней истории предмет пережил разные этапы своего развития в отечественной школе и образовании, отражая тенденции и закономерности развития науки, техники и технологии, меняющийся характер труда и средств производства.

Вопросы периодизации трудового обучения и технологического образования школьников изложены в авторских работах (В.А. Кальней, Д.А. Махотин, Е.Г. Ряхимова, [2]).

Методологию предмета, на наш взгляд, следует рассматривать как описание подходов к обоснованию его содержания, а также рассмотрения ключевых проблем, решение которых позволит организовать деятельность по обновлению содержания предмета и конкретизации предметных результатов, по созданию нового поколения рабочих программ и учебников, по разработке конкурсных и олимпиадных заданий, контрольно-измерительных материалов для проверочных работ и итоговой аттестации школьников, по подготовке педагогов к освоению нового оборудования и перспективных технологий, методике их использования в образовательном процессе.

В обосновании сущности технологии как предмета (или предметной области, что также является одной из проблем) можно выделить три подхода:

  • научный (предполагающий наличие некой научной области знания, отражающей содержание предмета);
  • культурологический (рассматривающий технологическую культуру как один из компонент культуры и служащей основанием и результатом технологического образования школьников);
  • деятельностный (раскрывающий структуру преобразовательной деятельности человека по созданию объектов труда, продуктов).

Научный подход к предмету «Технология» предполагает наличие некой научной или научно-практической области знаний, которая могла бы стать основой для определения содержания школьного предмета и логики его изучения обучающимися. Исследования В.Д. Симоненко показали, что технология «многоаспектное, универсальное понятие, которое пронизывает все стороны жизни человека и общества. «Технология», является по меньшей мере, философской, социально-педагогической, экономической категорией и требует своего дальнейшего изучения» [12].

Авторские исследования [9, 13] показывают, что технологические знания или праксис (от греч. Praxis – сочетание размышления и действия) появились гораздо раньше научных (теоретических) знаний для обеспечения предметно-практической деятельности человека по преобразованию окружающей действительности. Ученые разных научных областей признают, что определенная технологичность была свойственна человеческой деятельности уже в древних культурах. Владелец такого знания был мастером (ремесленником, специалистом), умеющим и создающим предметы материального мира, объединяющим в своем лице руководителя, проектировщика и исполнителя. Он определял метод или способ создания чего-либо и закреплял его как в предмете (вещи), так и в процессе его изготовления, в собственном труде.

Развитие технологического знания было связано:

с научно-техническим прогрессом, в основе которого лежало развитие естественно-научного (фундаментального) и технического (прикладного) научных областей;

с выделением и описанием наиболее эффективных в данных условиях научно-технического прогресса и условиях деятельности технологий, которые формировались в соответствии со спецификой отраслевого или хозяйственного разделения труда; с повышением степени управляемости технологиями, повышением «коэффициента полезного действия» технологий, т.е. достижением социально значимых целей путем передачи и распространения технологий.

В связи с этим можно утверждать, что:

  1. Технологическое знание является в большей степени практическим, чем теоретическим знанием, процедурным по своему характеру.
  2. Технологичность знания возникает при двух условиях: в процессе обобщения компонентов деятельности, которое заключается в определенной совокупности методов, приемов, операций; в процессе передачи (трансферта) технологий, которые совершенствовались благодаря как развитию педагогического знания и образовательных систем, так и развитию самих технологий и методов управления ими.
  3. Существенной чертой технологического знания является его проективность (проектность в некоторых значениях). Это свойство технологического знания ориентировано, прежде всего, на решение проблем преобразовательной практической деятельности человека.
  4. Предметом технологического знания служат техника и технология, а также система их отношений с человеком (в широком значении – технологическая среда).
  5. Целью технологического знания является в теоретическом плане познание технологий, методов, средств, процедур, обеспечивающих эффективный анализ, получение, преобразование, хранение, оценку и применение веществ, энергии и информации для решения практических проблем, актуальных для общества и человека в конкретной ситуации. В практическом плане технологическое знание связано с методами и формами передачи (трансферта) технологий, как в широком социальном контексте – подготовкой последующих поколений к преобразовательной деятельности, так и в конкретном, личностном – как овладение операциями, технологиями различных видов деятельности конкретным человеком.

Инженерная подготовка школьников и выделение приоритетных технологий и профессиональных компетенций в содержании технологического образования – яркий пример научного подхода к методологии предмета.

Культурологический подход к предмету «Технология» предполагает описание технологической культуры, которая наравне с другими типами культуры (гуманитарной, математической, художественно-эстетической, экономической и пр.) представляет предметное поле общего образования.

Академик РАО Александр Михайлович Новиков в своих работах утверждал, что освоение культуры в процессе образовательной деятельности происходит на двух уровнях [10]:

1) на уровне объективных компонентах культуры, включающих объективные результаты деятельности человека (техника, сооружения, произведения искусства, результаты производственной деятельности, результаты познания и т. д.). Они отражаются в девяти формах общественного сознания: язык, обыденное сознание, политическая идеология, право, мораль, религия, искусство, наука, философия;

2) на уровне субъективных человеческих сил и способностей, реализуемых в деятельности (знания и умения, компетенции, личностные качества, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение и т. д.). Они передаются как в явной (понятийной) форме, так и в форме процедурных (неявных) знаниях, не имеющих своего словесного выражения.

Технологическая культура как понятие возникло в конце XX века для обозначения взаимодействия человека с технологиями, его жизни и деятельности в технологической среде. Феномен технологической культуры исследуется в философии, социологии, педагогике и психологии. Технологическая культура объединяет объективные и субъективные компоненты культуры, служит прообразом некого универсума (универсальной для современного общества культуры), овладение которой необходимо для каждой личности на уровне общего и профессионального образования.

Процесс овладения технологической культурой должен отражать объективный процесс развития техники и технологии, форм организации преобразовательной деятельности человека. Такими типами технологической (организационной) культуры являются традиционная, ремесленная, профессиональная, проектно-технологическая (В.А. Никитин, А.М. Новиков, [11]), которые непосредственно связаны с трудовыми и производственными процессами на том или ином этапе развития техники и технологии, науки, социальных отношений.

Проектно-технологическая оргкультура современного постиндустриального общества основана на реализации в практической деятельности людей программ и проектов посредством всевозможных технологий и с учетом всех факторов, влияющих на процесс реализации данных проектов (экономических, кадровых, материально-технических, экологических и т.п.). Именно с этим связано появление отдельного раздела менеджмента – управление проектами, — и популярность в образовании различных вариантов технологий проектно-ориентированного обучения.

А.М. Новиков в своих работах отмечал, «что типы организационных культур в историческом развитии не просто сменяются одни другими – они существуют параллельно. Так, например, многие обряды, ритуалы живут неизменно в каждом народе с древнейших времен до наших дней (вспомним хотя бы масляницу – языческий праздник). Еще один пример – деятельность научных школ, в том числе современных, стоится по корпоративно-ремесленному типу культуры. В учебной деятельности наличествуют все без исключения типы организационной культуры» [11].

Важным в понимании методологии предмета «Технология» является не только отражение в содержании и технологиях обучения проектно-технологической оргкультуры и современных технологий, а процесс «прохождения» ребенком всех типов организационной культуры, которые не только существуют с используемыми человеком традиционных технологий (мы до сих пор пользуемся ножом, топором, молотком, вяжем морские узлы и пр.), но и позволяют развивать мелкую моторику, координацию, прикладные навыки использования ручных инструментов, формировать культуру труда и личностные качества на деятельностной основе.

Одним из первых определение технологической культуры   для предмета «Технология» сформулировал Ю.Л. Хотунцев, который описывал это понятие как специфическое личностное качество, отражающее в совокупности знания, умения  навыки (на когнитивном уровне), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (на аффективном уровне) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (на конативном уровне) [14]. В его модели технологическая культура содержит десять граней: культуру труда, графическую культуру, культуру дизайна, информационную культуру, культуру человеческих отношений, экологическую культуру, культуру дома, потребительскую культуру, проектную культуру, предпринимательскую культуры.

Содержание технологического образования школьников около 20 лет определяла программа «Технология» (под ред. В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева), которая во многом отражает культурологический подход к предмету «Технология». Практически все специалисты  по технологии согласны с мнением, что основной целью и результатом технологического образования является формирование технологической культуры личности, способной жить и трудиться в современной высокотехнологичной среде, владеть и эффективно применять разнообразные технологии для достижения успеха (в профессиональном, экономическом смыслах).

Деятельностный подход к предмету «Технология» предполагает раскрытие содержания предмета через практическую (преобразовательную) деятельность обучающихся по созданию объектов труда (продуктов), реализации проектов. Компонентами практической деятельности в этом случае являются осваиваемые школьниками технологические операции и приемы, а метакомпонентами выступают УУД (универсальные учебные действия), отражающие личностные и метапредметные результаты образования по ФГОСам общего образования.

Формирование УУД в предметной области «Технология» имеют свои особенности [6], которые связаны с прикладной направленностью самого предмета:

  1. Большое количество уроков практического типа предполагает опору на УУД в виде анализа (составления) технологической карты изделия, чтения чертежа, показа технологии выполнения операций (с последующим анализом последовательности технологических приемов и действий), самоконтроля практических действий учащихся по соблюдению технологии выполнения изделия и пр.
  2. Нацеленность уроков технологии на создание конкретного материального продукта (изделия, конструкции, объекта труда) позволяет делать практически на каждом уроке акцент в сторону формирования того или иного УУД в логике технологической цепочки деятельности:
  • планирования последующих действий;
  • соотнесения совершенных действий с заранее запланированными;
  • осуществления самоконтроля;
  • выбора эффективных (оптимальных) способов действий;
  • корректирования своих действий для достижения необходимого качества;
  • использования технологической карты (чертежа, схемы) для решения практических задач;
  • осуществления самооценки выполненной работы, изделия;
  • рефлексии собственной деятельности (учебной, технологической).
  1. В процессе преобразовательной деятельности учащихся по созданию объектов труда помимо проектных и исследовательских действий учащиеся решают технологические и конструкторские задачи.

Примером таких технологических действий учащихся являются:

  • выбор материалов, заготовок для изготовления изделий;
  • выбор способов конструкционной и художественной обработки материалов;
  • выбор инструментов и приспособлений для обработки изделий;
  • выбор последовательности выполнения действий (операций, приемов и пр.);
  • составление технологической карты изготовления изделия;
  • выбор режимов обработки материалов на станках, технологических машинах;
  • осуществление разметки изделия в соответствии с чертежом (технологической картой);
  • контроль качества параметров изделия (размеров, отклонений, шероховатости поверхности и пр.);
  • самоконтроль последовательности выполнения технологических операций;
  • выбор форм оценки результатов технологической (проектной) деятельности и пр.

Примером решения конструкторских задач учащихся на уроках технологии служат:

  • соблюдение требований при изготовлении изделия (работа по шаблону, чертежу, технологической карте);
  • внесение изменений в конструкцию изделия;
  • построение модели изделия (на основе базовой модели конструкции и индивидуальных характеристик объекта труда);
  • конструирование изделия из отдельных частей (элементов) на основе собственных идей или заданных характеристик;
  • разработка пооперационной технологии выполнения изделия (технологической карты);
  • проектирование изделия самостоятельно (индивидуальный, авторский проект учащегося).
  1. В процессе организации практической деятельности учащихся в учебных мастерских (лабораториях) большое внимание уделяется организации рабочего места и соблюдению правил охраны труда. Данные учебные действия направлены на формирование навыков самоорганизации в условиях любой технологической деятельности человека. В процессе самоопределения человек проходит через все его уровни (по Н.С. Пряжникову), основой этого процесса является самоопределение в конкретной трудовой функции и на конкретном трудовом посту – это те уровни самоорганизации, которые формируется с детства в процессе работы с разнообразными инструментами, машинами, материалами.
  2. Политехнический принцип реализации технологической подготовки школьников, который представляет собой общеобразовательное изучение техники и технологии в условиях школьного образования.

Изучение инструментов, приспособлений, станков, технологических машин, бытовой техники, способов обработки конструкционных и художественных материалов, современных технологий позволяют не только ввести учащихся в техносоциум, но и решать ряд личностных и метапредметных задач:

  • ориентация учащихся в технологической среде и социальных отношениях, возникающих во взаимосвязи «человек – техника»;
  • формирование ценностей труда и осознанной трудовой деятельности, чувства собственного достоинства человека как субъекта труда;
  • формирование установок на профессиональное самоопределение личности учащихся, осознанный выбор профессии, построения личных планов жизненного и профессионального самоопределения;
  • развитие экологического мышления учащихся, применение экологических знаний в познавательной и предметно-практической деятельностей;
  • овладение социальной ролью по управлению техникой и технологиями в современном высокотехнологическом обществе.

На деятельностном подходе к предмету построена и новая типология уроков по технологии, дополняющая действующую типологию (Кальней В.А., Логвинова О.Н., Махотин Д.А., [1, 4]). В дополнении к урокам изучения нового материала, урокам развития практических умений, контрольно-обобщающим урокам выделены уроки учебного проектирования, которые в свою очередь могут быть представлены уроком введения в проектную деятельность, уроком выполнения учебного проекта, уроком подготовки проекта к защите, уроком защиты проекта.

Предметное поле для поиска научного обоснования «Технологии» надо искать на пересечении образования и производства, образовании и науки, образования и современной цифровой экономики. Исходя из логики, что образование готовит кадры для всех сфер экономики, а наука играет существенную роль в разработке новых технологий для производства, можно предложить такую модель (рис. 1), где «образование – экономика – наука – производство» образуют круговорот, обеспечивающий:

  • воспроизводство кадров для цифровой экономики;
  • разработку и применение базовых и перспективных технологий;
  • синхронизацию профессиональных и образовательных стандартов;
  • взаимодействие научных исследований и прикладных (бизнес) проектов.

На уровне нормативного разреза создаются требования и нормы, зафиксированные в тех или иных документах. На пересечении образования и производства возникают Стандарты – образовательные и профессиональные; на пересечении науки и экономики Заказы, выражающиеся в форме заказов на научные исследования и в форме прикладных и бизнес-проектов.

На уровне технологического (или ресурсного) разреза решаются вопросы по обеспечению кадровыми и материально-техническими ресурсами (техникой и технологиями). На пересечении образования и экономики происходит воспроизводство Кадров и обеспечивается их соответствующий профессиональный рост. На пересечении науки и производства возникают Технологии, из которых базовые технологии обеспечиваются за счет производственных ресурсов, а перспективные создаются и внедряются за счет научных исследований и НИОКР. Разделения модели на компетентностное и продуктовое поле показывает, на что, в первую очередь, необходимо обращать внимание: образованию и экономике – на формирование и развитие Компетенций; науке и производству – на создание Продуктов посредством технологий.

Исходя из анализа предметного поля «Технологии» (см. модель на рис. 1) можно очертить четыре актуальные на сегодня методологические проблемы для технологического образования школьников:

  1. Конкретизация предметных результатов «Технологии». Решение данной проблемы позволит определить основные вопросы и сквозные линии содержания предметной области, разрабатывать КИМы для проверочных работ и итоговой аттестации, формировать ключевые технологические умения и навыки, компетенции обучающихся.
  2. Профессионализация технологической подготовки школьников. Тенденция по сближению общеобразовательной и профессиональной школ зародилась еще в 80-х годах XX века, превратившись сегодня в необходимость создать возможность для всех школьников осваивать еще в школе профессиональные компетенции и востребованные «рабочие» профессии.
  3. Цифровизация «Технологии». Цифровизация общества и экономики не может не коснуться результатов и содержания технологической подготовки школьников. Что это означает? Приоритетное освоение исключительно информационных и цифровых технологий? Переход в цифровую и виртуальную технологическую среду? Оцифровку всех объектов материальной культуры для е изучения? – это действительно методологический вопрос, решение которого предстоит в ближайшем будущем.
  4. Ресурсное обеспечение «Технологии». Ключевой вопрос для многих педагогов, руководителей образовательных организаций и авторов учебников и программ по технологии – как обеспечить в условиях вариативности содержания и множества изучаемых технологий материально-техническую базу для изучения предмета в каждой школе (как того требует ФГОС общего образования)? Один из ответов лежит в плоскости создания разнообразных ресурсных центров технологической подготовки школьников – на базе школ, центров дополнительного образования, колледжей, вузов, которые смогут обеспечить обучение «Технологии» большого количества школьников не только по базовой, но и по углубленной программе, например по программам освоения профессиональных компетенций, выбранной технологии, программе специализированных (инженерного, медицинского и пр.) классов.

Представленные методологические проблемы предмета «Технология»  в условиях бурного обсуждения места предмета в общем образовании, содержания и предметных результатов технологической подготовки школьников, перспектив развития предмета, требуют своего научного обоснования и будут в ближайшие годы предметом исследований и дискуссий.

Подробнее:

Махотин Д.А. Методологические проблемы предмета «Технология» // Интерактивное образование. 2018. № 3. С. 2-7.