Ольга Николаевна Логвинова, кандидат педагогических наук

Реализация нового содержания и предметных результатов технологического образования связана с организационными и методическими проблемами, которые решаются, по мнению автора, путем научно-методического сопровождения учителей по проектированию и внедрению модульных рабочих программ. Оптимальной моделью научно-методического сопровождения является организация методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии.

Обновление содержания, актуализация требований к предметным и метапредметным результатам (ФГОС ООО, 2021 [7]) в соответствии с запросами современного общества:

— формирование у школьников  ряда компетенций, позволяющих им самостоятельно осваивать новые технологии, самообучаться;

— развитие умения самоорганизации собственной деятельности, умения определять цели и реализовывать их, адаптироваться, видеть возможности, работать в команде, развитые способности придумывать новое или усовершенствовать; 

— креативность, системное мышление, критическое мышления, проектное, инженерное мышление, технологическое мышление: все, что нужно и можно развивать на уроках технологии при условии модернизации содержания и методов обучения, предполагающее обновление учебников, рабочих программ, освоение новых методов обучения  учителями технологии.

Поставленную задачу учителям технологии сложно реализовать без научно-методического сопровождения их деятельности в силу неготовности многих педагогов самостоятельно разрабатывать методические материалы и рабочие программы. При этом требуются и высокие темпы изменений, и быстрая перестройка уроков технологии, что затрудняется, если учителей своевременно не обучить и проинформировать, так как зачастую необходимые информационные и методические ресурсы не доводятся до каждого педагога в силу инерции  прираспространения их традиционным способом, не на все вопросы педагог своевременно получает ответы.

Следовательно, необходимы новые подходы в научном и методическом сопровождении каждого учителя: свободный и постоянный доступ к актуальной информации, оперативная обратная связь по все вопросам, связанным с повышением качества обучения школьников, с желанием учителя стать более компетентным и мотивированным.

Образовательный проект «Научно-методическое сопровождение внедрения эффективных модульных рабочих  программ в условиях цифровизации содержания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования»

Образовательный проект «Научно-методическое сопровождение внедрения эффективных модульных рабочих  программ в условиях цифровизации содержания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования» предполагает разработку и реализацию модели методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии посредством реализации образовательных проектов в цифровом ресурсе «Электронный методический кабинет учителей технологии Московской области», размещенном на сайте Академии социального управления (далее – АСОУ) [8].

В настоящее время сетевая организация совместной деятельности в любой сфере, в том числе и в сфере образования, рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения поставленных целей.

Методическая сеть представляет собой систему, которая создается для решения определенной проблемы (проблем) и которая соответственно заканчивает свое существование, когда поставленная задача выполнена.

Главная цель методической сети – повышение качества образования через непрерывный рост профессионализма педагогов – участников сетевых образовательных, методических проектов, а также вовлечение во взаимодействие пассивных участников взаимодействия.

Под сетевым методическим взаимодействием исследователи понимают систему горизонтальных и вертикальных связей образовательных организаций, обеспечивающую доступность качественного образования, вариативность, открытость, повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании современных технологий.

Сетевое методическое взаимодействие может быть представлено несколькими видами моделей:

  • моделью сетевого социального партнерства (объединяет несколько организаций разного типа);
  • моделью горизонтальной сети (предполагается взаимодействие нескольких образовательных организаций одного уровня, равноправных субъектов взаимодействия);  
  • моделью «кустовая сеть» предполагается наличие организации-лидера;
  • смешанный вариант, объединяющий разные модели сетевого методического взаимодействия.

Организация и развитие сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии предполагает создание цифрового ресурса «Электронного методического кабинета учителей технологии Московской области».

В разработанной нами модели методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии предполагается организация сети не только между организациями, а в большей мере между физическими лицами – учителями, педагогическими работниками, методистами, руководителями, которые будут принимать пассивное или активное участие в работе сети.

В модели методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии реализуются следующие принципы:

—  открытости методической сети, что предполагает привлечение всех заинтересованных в развитии технологического образования специалистов к взаимодействию;

—   добровольности участия в сетевом взаимодействии;

—  динамичности, что предусматривает наполнение образовательного контента и расширение структуры и объема цифровых ресурсов сети.

Направления деятельности сетевого сообщества:

— научно-методическое сопровождение педагогов, реализующих программы технологического образования;

— разработка и реализация сетевых образовательных, методических проектов;

— осуществление мониторинга изменений.

Методическое сетевое взаимодействие учителей технологии –это совместная деятельность, обеспечивающая возможность каждому участнику методической сети выступить в роли пассивного участника, который имеет свободный доступ к информационным и методическим ресурсам, нормативным документам, а также в роли активного участника сетевых образовательных, методических проектов, направленных на решение актуальных проблем, связанных с технологическим образованием.

Активные участники сетевого методического взаимодействия организуются в сетевые команды педагогов, где лидером может стать каждый участник в зависимости от уровня компетенции по решаемой проблеме.

Основными характеристиками сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии являются:

  1. Наличие цели деятельности, объединяющей участников сети.
  2. Система вертикальных и горизонтальных связей сети на разных уровнях.
  3. Множественность лидеров.
  4. Независимость и равенство участников сети.
  5. Добровольность участия в методическом сетевом взаимодействии.
  6. Значимость каждого участника и взаимная ответственность за результат.
  7. Формирование норм и регламентов сетевого взаимодействия в процессе взаимодействия.

Методическое сетевое дистанционное взаимодействие педагогических работников организуется на цифровом ресурсе «Электронный методический кабинет учителей технологии Московской области» (далее – Методкабинет), контент которого наполняется актуальными нормативными, методическими, образовательными ресурсами или ссылками на них.

Участники сетевого методического дистанционного взаимодействия – педагоги, реализующие образовательную программу по предмету «Технология» на уровне основного общего образования, сотрудники методических служб, руководители общеобразовательных организаций, педагогические работники дополнительного образования детей, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, студенты вузов и другие заинтересованные специалисты.

Участниками и соисполнителями проекта являются социальные партнеры АСОУ:

  1. Ассоциация педагогов Московской области «Преподаватели технологического образования».
  2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области».
  3. Автономная некоммерческая организация «Национальный методический совет по технологическому образованию».
  4. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Группа АВАНТИ».

Социальные партнеры примут непосредственное участие в создании методической сети учителей технологии и распространении опыта внедрения модульных образовательных программ по предмету «Технология».

Основным преимуществом представляемой модели является вовлечение учителей технологии в освоение инновационных педагогических технологий, объединениеобразовательных организаций, методических центров, вузов в методическую сеть в целях повышения качества образования.

Вследствие массового вовлечения учителей-предметников в освоение современных методов, моделей, технологий обучения в рамках общего образования с учетом актуальной нормативной документации и возможности для учителей-предметников участвовать в разработке и реализации педагогических проектов, сопровождаемой специалистами, ожидаемые эффекты реализации модели:

— консолидация деятельности отдельных педагогов и методистов по изучению и внедрению педагогических технологий и инновационных методов обучения;

— повышение профессионализма учителей технологии, участвующих в сетевом взаимодействии;

— создание базы лучших практик, методических разработок, банка модулей рабочих программ по «Технологии»;

— увеличение количества педагогов, использующих в своей практике технологии, способствующие освоению обучающимися умений, востребованных в современном обществе;

— увеличение количества педагогов-методистов, новаторов, способных самостоятельно разрабатывать и апробировать содержание предмета «Технология»в соответствии с обновленными ФГОС ООО.

Таким образом, с учетом всех положительных эффектов предложенная модель методического сетевого дистанционного взаимодействия может быть использована как модель роста профессионализма учителей технологии, сотрудников методических служб, других заинтересованных педагогических работников, повышения качества образования.

Литература.

  1. Бурдаков Д.А., Лосева Е.С. Создание регионального банка модулей рабочих программ как инструмент методического сопровождения обновления содержания учебного предмета «Технология»// Интерактивное образование. 2021. №2. С. 20–23.
  2. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. на заседании Коллегии Минпросвещения России от 24.12.2018 г.).
  3. Логвинова О.Н., Бурдаков Д.А., Лосева Е.С. О результатах реализации проекта по обновлению содержания и методов обучения по предмету «Технология» в Московской области // Школа и производство. 2022. №5. С. 3–10.
  4. Логвинова О.Н., Родичев Н.Ф., Махотин Д.А. Модели и механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций для реализации содержания учебного предмета «Технология» // Школа и производство. 2019. №5. С. 3–9.
  5. Махотин Д.А., Логвинова О.Н. Модульный подход в разработке рабочих программ по технологии // Школа и производство. 2021. №7. С. 57–62.
  6. Примерная рабочая программ основного общего образования «Технология» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №5 от 25.08.2022 г.).
  7. Федеральный государственный образова­тельный стандарт основного общего образова­ния (утв. приказом Министерства просве­щения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021г.).
  8. Электронный методкабинет учителей технологии. URL: https://fip.asou-mo.ru/ (Дата обращения: 02.10.2022).