Ольга Николаевна Логвинова, кандидат педагогических наук
Реализация нового содержания и предметных результатов технологического образования связана с организационными и методическими проблемами, которые решаются, по мнению автора, путем научно-методического сопровождения учителей по проектированию и внедрению модульных рабочих программ. Оптимальной моделью научно-методического сопровождения является организация методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии.
Обновление содержания, актуализация требований к предметным и метапредметным результатам (ФГОС ООО, 2021 [7]) в соответствии с запросами современного общества:
— формирование у школьников ряда компетенций, позволяющих им самостоятельно осваивать новые технологии, самообучаться;
— развитие умения самоорганизации собственной деятельности, умения определять цели и реализовывать их, адаптироваться, видеть возможности, работать в команде, развитые способности придумывать новое или усовершенствовать;
— креативность, системное мышление, критическое мышления, проектное, инженерное мышление, технологическое мышление: все, что нужно и можно развивать на уроках технологии при условии модернизации содержания и методов обучения, предполагающее обновление учебников, рабочих программ, освоение новых методов обучения учителями технологии.
Поставленную задачу учителям технологии сложно реализовать без научно-методического сопровождения их деятельности в силу неготовности многих педагогов самостоятельно разрабатывать методические материалы и рабочие программы. При этом требуются и высокие темпы изменений, и быстрая перестройка уроков технологии, что затрудняется, если учителей своевременно не обучить и проинформировать, так как зачастую необходимые информационные и методические ресурсы не доводятся до каждого педагога в силу инерции прираспространения их традиционным способом, не на все вопросы педагог своевременно получает ответы.
Следовательно, необходимы новые подходы в научном и методическом сопровождении каждого учителя: свободный и постоянный доступ к актуальной информации, оперативная обратная связь по все вопросам, связанным с повышением качества обучения школьников, с желанием учителя стать более компетентным и мотивированным.
Образовательный проект «Научно-методическое сопровождение внедрения эффективных модульных рабочих программ в условиях цифровизации содержания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования»
Образовательный проект «Научно-методическое сопровождение внедрения эффективных модульных рабочих программ в условиях цифровизации содержания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования» предполагает разработку и реализацию модели методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии посредством реализации образовательных проектов в цифровом ресурсе «Электронный методический кабинет учителей технологии Московской области», размещенном на сайте Академии социального управления (далее – АСОУ) [8].
В настоящее время сетевая организация совместной деятельности в любой сфере, в том числе и в сфере образования, рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения поставленных целей.
Методическая сеть представляет собой систему, которая создается для решения определенной проблемы (проблем) и которая соответственно заканчивает свое существование, когда поставленная задача выполнена.
Главная цель методической сети – повышение качества образования через непрерывный рост профессионализма педагогов – участников сетевых образовательных, методических проектов, а также вовлечение во взаимодействие пассивных участников взаимодействия.
Под сетевым методическим взаимодействием исследователи понимают систему горизонтальных и вертикальных связей образовательных организаций, обеспечивающую доступность качественного образования, вариативность, открытость, повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании современных технологий.
Сетевое методическое взаимодействие может быть представлено несколькими видами моделей:
- моделью сетевого социального партнерства (объединяет несколько организаций разного типа);
- моделью горизонтальной сети (предполагается взаимодействие нескольких образовательных организаций одного уровня, равноправных субъектов взаимодействия);
- моделью «кустовая сеть» предполагается наличие организации-лидера;
- смешанный вариант, объединяющий разные модели сетевого методического взаимодействия.
Организация и развитие сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии предполагает создание цифрового ресурса «Электронного методического кабинета учителей технологии Московской области».
В разработанной нами модели методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии предполагается организация сети не только между организациями, а в большей мере между физическими лицами – учителями, педагогическими работниками, методистами, руководителями, которые будут принимать пассивное или активное участие в работе сети.
В модели методического сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии реализуются следующие принципы:
— открытости методической сети, что предполагает привлечение всех заинтересованных в развитии технологического образования специалистов к взаимодействию;
— добровольности участия в сетевом взаимодействии;
— динамичности, что предусматривает наполнение образовательного контента и расширение структуры и объема цифровых ресурсов сети.
Направления деятельности сетевого сообщества:
— научно-методическое сопровождение педагогов, реализующих программы технологического образования;
— разработка и реализация сетевых образовательных, методических проектов;
— осуществление мониторинга изменений.
Методическое сетевое взаимодействие учителей технологии –это совместная деятельность, обеспечивающая возможность каждому участнику методической сети выступить в роли пассивного участника, который имеет свободный доступ к информационным и методическим ресурсам, нормативным документам, а также в роли активного участника сетевых образовательных, методических проектов, направленных на решение актуальных проблем, связанных с технологическим образованием.
Активные участники сетевого методического взаимодействия организуются в сетевые команды педагогов, где лидером может стать каждый участник в зависимости от уровня компетенции по решаемой проблеме.
Основными характеристиками сетевого дистанционного взаимодействия учителей технологии являются:
- Наличие цели деятельности, объединяющей участников сети.
- Система вертикальных и горизонтальных связей сети на разных уровнях.
- Множественность лидеров.
- Независимость и равенство участников сети.
- Добровольность участия в методическом сетевом взаимодействии.
- Значимость каждого участника и взаимная ответственность за результат.
- Формирование норм и регламентов сетевого взаимодействия в процессе взаимодействия.
Методическое сетевое дистанционное взаимодействие педагогических работников организуется на цифровом ресурсе «Электронный методический кабинет учителей технологии Московской области» (далее – Методкабинет), контент которого наполняется актуальными нормативными, методическими, образовательными ресурсами или ссылками на них.
Участники сетевого методического дистанционного взаимодействия – педагоги, реализующие образовательную программу по предмету «Технология» на уровне основного общего образования, сотрудники методических служб, руководители общеобразовательных организаций, педагогические работники дополнительного образования детей, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, студенты вузов и другие заинтересованные специалисты.
Участниками и соисполнителями проекта являются социальные партнеры АСОУ:
- Ассоциация педагогов Московской области «Преподаватели технологического образования».
- Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области».
- Автономная некоммерческая организация «Национальный методический совет по технологическому образованию».
- Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Группа АВАНТИ».
Социальные партнеры примут непосредственное участие в создании методической сети учителей технологии и распространении опыта внедрения модульных образовательных программ по предмету «Технология».
Основным преимуществом представляемой модели является вовлечение учителей технологии в освоение инновационных педагогических технологий, объединениеобразовательных организаций, методических центров, вузов в методическую сеть в целях повышения качества образования.
Вследствие массового вовлечения учителей-предметников в освоение современных методов, моделей, технологий обучения в рамках общего образования с учетом актуальной нормативной документации и возможности для учителей-предметников участвовать в разработке и реализации педагогических проектов, сопровождаемой специалистами, ожидаемые эффекты реализации модели:
— консолидация деятельности отдельных педагогов и методистов по изучению и внедрению педагогических технологий и инновационных методов обучения;
— повышение профессионализма учителей технологии, участвующих в сетевом взаимодействии;
— создание базы лучших практик, методических разработок, банка модулей рабочих программ по «Технологии»;
— увеличение количества педагогов, использующих в своей практике технологии, способствующие освоению обучающимися умений, востребованных в современном обществе;
— увеличение количества педагогов-методистов, новаторов, способных самостоятельно разрабатывать и апробировать содержание предмета «Технология»в соответствии с обновленными ФГОС ООО.
Таким образом, с учетом всех положительных эффектов предложенная модель методического сетевого дистанционного взаимодействия может быть использована как модель роста профессионализма учителей технологии, сотрудников методических служб, других заинтересованных педагогических работников, повышения качества образования.
Литература.
- Бурдаков Д.А., Лосева Е.С. Создание регионального банка модулей рабочих программ как инструмент методического сопровождения обновления содержания учебного предмета «Технология»// Интерактивное образование. 2021. №2. С. 20–23.
- Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. на заседании Коллегии Минпросвещения России от 24.12.2018 г.).
- Логвинова О.Н., Бурдаков Д.А., Лосева Е.С. О результатах реализации проекта по обновлению содержания и методов обучения по предмету «Технология» в Московской области // Школа и производство. 2022. №5. С. 3–10.
- Логвинова О.Н., Родичев Н.Ф., Махотин Д.А. Модели и механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций для реализации содержания учебного предмета «Технология» // Школа и производство. 2019. №5. С. 3–9.
- Махотин Д.А., Логвинова О.Н. Модульный подход в разработке рабочих программ по технологии // Школа и производство. 2021. №7. С. 57–62.
- Примерная рабочая программ основного общего образования «Технология» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №5 от 25.08.2022 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021г.).
- Электронный методкабинет учителей технологии. URL: https://fip.asou-mo.ru/ (Дата обращения: 02.10.2022).