Завершая 2023 год – Год педагога и наставника – хотелось бы подвести итоги развития технологического образования. Что произошло важного и интересного? Что может повлиять на изменение содержания или методики преподавания технологии, на подготовку учителя технологии?

1. Переименование учебного предмета – «Труд (технология)»

Так будет называться предмет технология в школе, начиная с 01 сентября 2024 года. При этом новый (старый) предмет вошел в обязательную часть образовательный программы начального общего образования (вместе с русским языком, литературным чтением и окружающем мире) и образовательной программы основного общего образования (вместе с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, основами безопасности и защиты Родины). Подтвержден высокий статус и роль труда и технологий в школе, при этом изменение содержания Федеральной рабочей программы продолжает обсуждаться.

ФЗ-273 О Внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 06 декабря 2023 года.

2. Учитель технологии в СПО

Сегодня учителя технологии в ВУЗах не готовят как минимум в половине регионов РФ, профессиональная переподготовка отстает по качеству и охватываемому содержанию от запроса системы образования (и требований ФРП по технологии), а конкурсы профессионального мастерства по компетенции «Преподавание технологии» так и не стали массовыми (9 региональных и 6 вузовских соревнований за год). Поэтому обсуждение проекта ФГОС СПО, направленного на подготовку «учителя труда и технологии» становится «шагом вперед» в решении кадрового вопроса для общего и дополнительного образования.

3. Профориентационный минимум и учитель технологии

В 2023 году с целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета РФ в общеобразовательные организации была внедрена Единая модель профессиональной ориентации.

Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»)

В реализации так называемого «профориентационного минимума» большая роль отводится проведению профориентационно значимых уроков в рамках предмета «Технология» (на наш взгляд – они все ПРОФзначимые!), проектной деятельности, экскурсиям на производство, ярмаркам профессий, открытым урокам по технологии, а также дополнительному образованию (в т.ч. – технико-технологической направленности) и профессиональному обучению. Это возвращает профориентационную функцию и ответственность к учителю технологии, которая у него была в конце XX – начале XIX века.

Кто этого не помнит – ссылки на учебники по технологии того времени!

Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс / под ред. С.Н. Чистяковой. — М., 2005, 2010.

Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учебник / под ред. С.Н. Чистяковой. — М., 2007, 2011.

Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия: учеб. пос. для профессионального самоопределения. — М., 2005.

Все картинки сгенерированы с помощью программы Kandinsky 3.0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.