Модель 1. На основе договора образовательных организаций одного типа: «школа – школа», возможно, что одна из школ является региональным/муниципальным ресурсным центром, «Точкой роста» и пр.

Главная особенность сетевой формы обучения состоит в том, что интеграция информационных, научно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов в масштабах сети обеспечивает создание единой образовательной среды, в рамках которой реализуются единые подходы к содержанию образования, педагогическим технологиям и организационным преобразованиям. Поэтому целесообразно распределить изучение модулей предмета «Труд (технология)» между муниципальными образовательными организациями, находящимися в «шаговой доступности».

Одной из эффективных моделей реализации программы в сетевой форме может стать «Ресурсный центр» – модель, объединяющая ресурсы вокруг наиболее оснащенной образовательной организации.

Ресурсные центры создаются на базе образовательных организаций, занимающих лидирующие позиции по подготовленности педагогических кадров, совершенствованию материально-технической базы, по участию в инновационных процессах, и, в том числе, в апробации сетевых форм обучения.

Цель деятельности ресурсного центра: интеграция материально-технических, кадровых, методических, информационных и иных ресурсов, их эффективное использование для повышения качества образования в части реализации образовательной программы предмета «Труд (технология)» с использованием сетевых форм.

 Задачи ресурсного центра:

  1. Интегрировать и использовать ресурсы (материально-технические, кадровые, информационно-методические) образовательной организации, являющейся ресурсным центром.
  2. Предоставить обучающимся других образовательных организаций муниципального образования доступ к ресурсам центра в рамках сетевого взаимодействия (в очной и/или дистанционной форме) для реализации программы предмета «Труд (технология)» и достижения ими планируемых предметных в соответствии с ФГОС ООО.
  3. Создание сетевого методического взаимодействия учителей труда (технологии), методистов, руководителей образовательных организаций с целью оказания методической, консультационной поддержки в освоении содержания инвариантных модулей и методики предмета.
  4. Обобщение и распространение имеющегося у ресурсного центра перспективного опыта, ознакомление с результатами работы ресурсного центра.

 Модель 2. На основе договора с образовательными организациями разного типа: «школа – колледж/ вуз».

Сетевая форма реализации программы по предмету «Труд (технология)» на базе колледжа, вуза может складываться из нескольких компонентов:

В зависимости от условий и реализации программы договор может включать и преподавание предмета педагогом вуза или колледжа, тогда школа принимает на работу данного специалиста.

 Модель 3. Взаимодействие с организациями дополнительного образования детей: модель «школа – организация ДОД», в том числе на базе «Кванториума», «Изобретариума», ИТ-полигона и прочих новых форм организации.

В основном такая работа осуществляется на основе договора о безвозмездном использовании материально-технической базы организации-партнера: обучающиеся идут в ОДОД с учителем труда (технологии), который проводит уроки, используя предоставленное МТО. Есть один немаловажный аспект: мотивированные школьники, познакомившись с кружками в организации допобразования на уроках труда (технологии), возвращаются туда в качестве активных участников кружкового движения. Так реализуется задача по выявлению технически одаренных детей.

Модель 4. С организациями – социальными партнерами, не реализующими образовательные программы в качестве основного вида деятельности: «школа – предприятие», «школа – музей», «школа – социально-культурный центр» и пр.

Сетевая форма реализации может быть на основе договора о безвозмездном использовании МТО или на условиях оплаты в соответствии с контрактом: в основном это будут разовые уроки-экскурсии, уроки-проекты, уроки-профпробы, которые организует и проводит учитель труда (технологии) совместно со специалистом организации-партнера.

Модель 5. Смешанная модель с несколькими организациями-партнерами.

Использование образовательной организацией всевозможных ресурсов для достижения максимальных эффектов: местных (локальных) ресурсов других школ, центров дополнительного образования, ресурсных центров, учебных и исследовательских баз предприятий и вузов, частных технологических центров и клубов.

 Результаты и эффекты

 Сетевая форма реализации программы по предмету «Труд (технология)» дает возможность не только обеспечить достижение предметных результатов, но и создать новые возможности для всех субъектов образования.

Подробнее: Логвинова О.Н., Махотин Д.А. Модели реализации учебного предмета «Труд (технология)» в сетевой форме // Технологическое образование в современной школе: модели, концепции, методики : Сборник научных и научно-методических материалов / под ред. Д. А. Махотина, И. М. Никитина. Часть 2. М.: ООО «А-Приор», 2024. – с. 17