Авторы предприняли попытку проанализировать существующую типологию уроков и рассмотреть возможность внесения инновационных компонентов, направленных на реализацию положений новой Концепции предметной области «Технология», которая сегодня активно обсуждается.
В. А. Кальней, О. Н. Логвинова, Д. А. Махотин
Использование типологии уроков в педагогической практике обусловлено необходимостью методического сопровождения педагога, наличия у него инструментария для проектирования и конструирования уроков, систематизации уроков в рамках изучаемого раздела, темы, общем содержании предмета.
Типология уроков один из самых сложных и до конца не решенных вопросов дидактики. Существует более десятка вариантов классификации уроков по разным основаниям, позволяющих выделить структурные компоненты каждого из них, определить особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке (Бударный А.А., Данилов М.А., Есипов Б.П., Казанцев И.Н., Махмутов М.И., Онищук В.А. и др.).
Большинством авторов учебников по педагогике и дидактике признается классификация типов уроков по основной дидактической цели, предложенной Б.П. Есиповым еще в сороковые годы двадцатого века (Ибрагимов Г.И., Крившенко Л.П., Коджаспирова Г.М., Ситаров В.А. и др.). В этой типологии выделяется пять основных типов урока: 1) урок освоения новых знаний; 2) урок применения знаний, умений и навыков; 3) урок обобщения и систематизации изученного материала; 4) урок проверки и контроля знаний; 5) комбинированный урок.
Данная типология по основной дидактической цели отражает содержание деятельности учащихся (например, урок освоения новых знаний) при традиционной поставке цели урока в формулировках деятельности учителя (например, формирование знаний по теме урока).
Наиболее обобщенную классификацию уроков предложил М.И. Махмутов, в основу которой также положена цель организации занятий: 1) уроки изучения нового учебного материала; 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (включая уроки формирования умений и навыков); 3) уроки обобщения и систематизации; 4) комбинированные уроки; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков; 6) интегративный урок. Каждому типу урока, по мнению М.И. Махмутова, соответствуют определенные виды уроков, которые выделяются по характеру деятельности учителя и учащихся и совпадают с делением по способам реализации методов обучения [1, 6].
В современной школе комбинированный урок остается основным типом уроков. В его структуре присутствуют все основные компоненты урока. По мнению Коджаспировой Г.М., на таком уроке происходит полноценный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала [3]. Комбинированный урок по технологии, как правило, предполагает такое соотношение теоретического усвоения материала и практического формирования умений и навыков, как 25% к 75%. Если внимательно проанализировать учебники по технологии использование других типов урока практически не предусмотрено, что существенно снижает возможности учителя в конструировании разных организационных структур занятия.
Внедрение ФГОС нового поколения потребовал новых подходов к разработке типологии уроков, основанной на таких особенностях реализации образовательных стандартов общего образования, как:
- реализации личностных и метапредметных результатов образования на всех уроках вне зависимости от предметного содержания;
- акцента на овладения учащимися компонентами учебной деятельности, включая ее организацию («умение учиться»);
- деятельностном характере обучения, реализации принципов системно-деятельностного подхода.
Прежде чем говорить о типах уроков технологии в соответствии с ФГОС и новой Концепции технологического образования, считаем необходимым пояснить нашу позицию относительно технологии учебного проектирования. Существует точка зрения, что учебное проектирование обязательно выходит за рамки урока и требует от педагога и обучающегося определенных усилий, затрат времени во внеурочное время. Однако авторы не совсем согласны с такой позицией, приведем некоторые аргументы:
- Учебные проекты предусмотрены образовательной программой по технологии в рамках запланированного учебного времени.
- Проектирование как особая педагогическая/управленческая технология имеет определенный алгоритм действий, соблюдение которого должно привести к запланированному результату.
- Выполнения проекта в рамках урока предполагает обучение школьников этой, достаточно сложной, технологии под контролем учителя (и использования различных приемов и методов активного обучения — мозгового штурма, анализа ресурсов, формулирования проблемы, постановки целей и задач, планирования деятельности, самоконтроля, самоорганизация, рефлексии, защиты проекта) и строгое выполнение этапов учебного проектирования.
- Результатом учебного проектирования является не столько продукт деятельности, сколько освоение этой технологии под руководством педагога, личностный рост обучающегося, его самореализация, творческое развитие (освоение широкого спектра универсальных учебных действий).
Таким образом, авторы предлагают выделить уроки учебного проектирования в самостоятельный тип уроков, отличающихся по дидактическим целям и структуре от ранее описанных типов уроков.
С учетом дифференциации опыта личности по признаку «теория-практика» (В.С. Леднев) выделяются три компонента содержания технологического обучения: теоретическое обучение, практическое обучение, учебное проектирование. Добавляя с целью организации учителем обратной связи урок контроля и оценки достижений обучающихся, получаем четыре основных типа уроков по технологии (табл):
- Урок изучения нового материала.
- Урок развития практических умений.
- Урок учебного проектирования.
- Контрольно-обобщающий урок.
№ | Тип урока | Ведущие виды уроков технологии по ФГОС |
---|---|---|
1. | Ведущие виды уроков технологии по ФГОС | урок-исследование; урок-практикум (лабораторные, практические работы с элементами исследования) |
2. | Урок развития практических умений | уроки развития умений до навыков |
3. | Уроки учебного проектирования | урок введения в проектную деятельность, урок выполнения проекта, урок подготовки проекта к защите, урок защиты проекта |
4. | Контрольно-обобщающий урок | проверочная работа или тестирование, оценка результативности формирования метапредметных, личностных результатов; уровня сформированности знаний и умений по предмету |
Авторы не ставили задачу разрушить сложившуюся типологию уроков и их видов, а предприняли попытку уточнить типы и виды уроков в соответствии с целями и задачами уроков технологии, реализуемыми в соответствии с требованиями ФГОС и новой Концепции технологического образования.
Выделенные типы уроков отражают совокупность решаемых на уроках технологии учащимися задач, требования достижения личностных и метапредметных результатов образования, особенности выполнения проектов в предметной области «Технология».
* * *
Ссылка на статью:
Кальней В.А., Махотин Д.А., Логвинова О.Н. Типология уроков технологии // Школа и производство. 2017. № 5. С. 3-7.