Ссылка: Махотин Д.А. Направления научных исследований в области развития технологического образования школьников в условиях цифровой трансформации экономики и производства / В сборнике: Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении. Коллективная монография. Авторы составители: М.Н. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. Москва, 2020. С. 31-38.
Сегодня для развития технологического образования актуальной задачей является проведение научных исследований, которые были бы направлены на изучение приоритетных областей развития экономики и производства, связанных с цифровой трансформацией, происходящих при этом изменений в используемых технологиях и технических системах, цифровых технологий и инструментов, а также исследования проблемных областей технологического образования школьников, связанных с оценкой используемых тематических модулей, педагогических и иных технологий, нового содержания и новых практик реализации технологического содержания в предметных областях «Технология», «Информатика», внеурочной деятельности и дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности.
В процессе исследования необходимо сделать акцент на анализ стратегических приоритетов научно-технологического развития России, перспективные рынки и технологии в рамках Национальной технологической инициативы, «сквозные цифровые технологии» и их влияние на современную экономику и образование.
Анализ современного состояния и перспектив развития технологического образования школьников необходимо рассматривать в логике следующих нормативных и законодательных документов:
- матрицы Национальной технологической инициативы;
- программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»;
- Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
- Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020-2024 годы.
Тенденциями, определяющими сегодня развитие технологического образования в условиях бурного роста технологий и цифрового производства, являются:
- технологизация всех сфер человеческой деятельности, что предопределяет изучение наиболее общих (универсальных) технологий деятельности в процессе получения технологического образования и ориентацию на метапредметные результаты в общем образовании;
- цифровая трансформация экономики и производства, что в итоге приведёт к использованию во всех технических, технологических, социальных и иных системах цифровых технологий и ресурсов, что определенным образом скажется на изменения содержания и результатов технологического образования школьников;
- опережающий характер развития неформального технологического образования человека по отношению к получению формального образования;
- индивидуализация образования, что проявляется в выборе обучающимся приоритетных для него содержания, форм, методов и средств достижения результатов образования в процессе организации личностно-значимой деятельности;
- влияние технологической среды на создаваемую образовательную среду и условия и средства реализации технологического образования обучающихся;
- взаимосвязь учебной и трудовой деятельности, предметно-практической и производственно-технологической направленности содержания технологического образования;
- взаимосвязь основного и дополнительного образования технико-технологической направленности;
- конвергентный характер развития науки, техники и технологий, что определяет конвергентность как один из принципов технологического образования и предполагает интеграцию научных знаний, материальных и информационных технологий в процессе освоения обучающимися предметно-практической и проектно-исследовательской деятельности.
Концептуальная модель технологического образования, представленная в таблице, представляет собой обобщенное описание целей, структуры и содержания предметной области, их отношения и систему свойств, требований и условий реализации модели конкретными потребителями (субъектами технологического образования). Даная модель может служить методологическим основанием для исследования и практических разработок в области отдельных компонентов (направлений) технологической подготовки школьников.
Концептуальная модель технологического образования
Цель технологического образования | формирование у обучающихся проектно-технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления персональной деятельности (использовании современных технологий и техники в личной сфере, потребительских целях) |
Свойства модели | — системность; — ингерентность (согласованность со средой – технологической, образовательной); — проектируемость; — агрегируемость (переход от обобщения к детализации и обратно); — многомерность; |
Концептуальные требования к модели | — отбор содержания обучения для предметной области; — проектирование рабочих программ в предметной области; — разработка учебников, учебных материалов для разного возраста обучающихся и направлений обучения; — определение инвариантной и вариативной компонент содержания обучения; — выделение интегративных модулей, тем (в т.ч. с другими предметными областями, учебными предметами); — определение проблемных тем, тематики проектных и исследовательских работ, групповых заданий для олимпиад и конкурсов; — разработка контрольно-измерительных и оценочных средств; |
Субъекты (потребители) модели | — экспертные сообщества (эксперты и разработчики концепции, образовательных стандартов, методических рекомендации и пр.); — авторы и составители учебников, УМК, рабочих программ по предметной области; — органы управления образованием на региональном, территориальном уровнях, реализующие региональные программы технологического образования; — учителя-предметники, ассоциации педагогов технологического образования (разработка рабочих программ по предметной области, методическое обеспечение направлений ТО, отбор учебного материала); — руководители ОО (организационное сопровождение и материально-техническое обеспечение приоритетных направлений, модулей Т.О.); — социальные партнеры (производство, бизнес-сообщества и пр.); — обучающиеся (планирование индивидуальных траекторий обучения, выбор профилей и модулей технологического образования, выбор тематики проектных и исследовательских работ); |
Критерии отбора содержания Т.О. | а)критерий высокой научной и прикладной значимости содержания технологического образования, раскрываемого через обобщенные представления о мире техники и технологии (технознании), обобщенные виды учебной и трудовой деятельности, межпредметные понятия; б) критерий учета мирового опыта построения содержания технологического образования; в) критерий последовательности и преемственности вариативного содержания технологического образования;критерий соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе учета особенностей развития технической одаренности; г) критерий соответствия требованиям к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы на соответствующем уровне образования; д) критерий соответствия содержания технологического образования современным и перспективным технологиям, техническим системам, развитию мирового и регионального рынка труда. |
Фундаментальные понятия (концепты) | материалы, энергия, информация, технические системы, технология (технологические процессы), проектирование, исследование (структура, функции, методы), организация и управление, отношения (человек-техника, человек-технология, техника-технология и др.), экономика и экология, прошлое и будущее технологии (история), инновационное творчество и изобретательство. |
Содержание понятий | — источник, причина происхождения; — смысловое значение, определение; — функциональное назначение (функции, принцип действия и пр.); — внутреннее устройство и система внешних взаимосвязей. |
Отношения между понятиями | Технология – ТС (техническая система) Материалы – ТС (техническая система) Материалы – технологии Проектирование – материалы Проектирование – ТС (техническая система) Проектирование – технологии |
Система задач и действий | — проектные задачи (действия), — исследовательские задачи (действия), — конструкторские задачи (действия), — технологические задачи (действия), — управленческие задачи (действия), — конструкторские задачи (действия). |
Содержательные модули (интеграция содержания) | — по сквозным линиям содержания; — по выделению инвариантной («ядро») и вариативной частей содержания; — по укрупненным дидактическим единицам; — по укрупненным проблемам (вызовам); — по формам и видам деятельности; — по результатам образования (компетенциям). |
Условия реализации модели | — нормативно-правовые, — организационно-педагогические, — содержательно-проектировочные, — кадровые, — материально-технические, — информационно-ресурсные. |
Предметное поле для поиска научного обоснования технологического образования необходимо искать на пересечении образования и производства, образовании и науки, образования и современной цифровой экономики. Исходя из логики, что образование готовит кадры для всех сфер экономики, а наука играет существенную роль в разработке новых технологий для производства, можно рассматривать цепочку взаимосвязей «образование – экономика – наука – производство» (рис.), которые образуют кругооборот, обеспечивающий:
- воспроизводство кадров для цифровой экономики;
- разработку и применение базовых и перспективных технологий;
- синхронизацию профессиональных и образовательных стандартов;
- взаимодействие научных исследований и прикладных (бизнес) проектов.
На уровне нормативного разреза создаются нормы и требования, зафиксированные в тех или иных документах. На пересечении образования и производства возникают образовательные и профессиональные Стандарты; на пересечении науки и экономики — Заказы, выражающиеся в форме заказов на научные исследования в форме прикладных и бизнес-проектов.
На уровне технологического (или ресурсного) разреза решаются вопросы по обеспечению экономики кадровыми и материально-техническими ресурсами (техникой и технологиями). На пересечении образования и экономики происходит воспроизводство Кадров и обеспечивается их соответствующий профессиональный рост, обеспечивающих Заказ производства. На пересечении науки и производства возникают Технологии, из которых базовые технологии обеспечиваются за счет производственных ресурсов, а перспективные – создаются и внедряются за счет научных исследований и НИОКР.
Литература
- Кац С.В., Махотин Д.А., Ушакова Е.Г. Структурно-пространственная организация содержания предметной области «Технология» // Интерактивное образование. 2017. №4. С. 18-23.
- Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/
- Махотин Д.А. Концепция развития технологического образования школьников: итоги общественных обсуждений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (47). С. 21-29.
- Махотин Д. А. Методологические проблемы технологии как предмета и предметной области // Интерактивное образование. 2018. № 3. С. 2-7.
- Махотин Д. А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 25–40.
- Махотин Д.А., Родичев Н.Ф., Орешкина А.К., Логвинова О.Н. Концепция предметной области «Технология» как средство модернизации содержания и технологий обучения в современной школе // Инженерное образование. 2017. №21. С. 76-82.
- Орешкина А.К., Махотин Д.А., Логвинова О.Н. Подходы к модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Технология»: итоги экспертного обсуждения // Школа и производство. 2016. № 8. С. 3-5.